logo search
Dyakovoy_diplom_Rossia_pechat

2.2. Требования к игрушкам как к демонстрационным приборам

1. Игрушка должна быть красивой, но без ненужных для опыта деталей. Она должна быть знакома ученикам, так как повышенный интерес к конструкции игрушки может заслонить суть самой демонстрации.

Например, неуместно использовать планетоход для объяснения сущности понятия «средняя скорость». Хорошее внешнее оформление (имеет четыре фары), радарные приборы отвлекают учеников. При решении задач на составление электрических цепей в 9 классе все перечисленные детали не будут лишними, поэтому использование этой игрушки не только уместно, но и желательно.

2. Размеры игрушек, их расположение, освещение должно быть таким, чтобы со всех мест класса можно было видеть опыт, который демонстрирует учитель. Без этого демонстрация теряет свое предназначение, становится бесполезной и чаще всего приводит сначала к нарушению дисциплины, а затем к потере интереса.

3. Следует заботиться о наглядности и выразительности опытов. Для этого нужно выбирать игрушки, которые наиболее просто и наглядно демонстрируют это явление. Доказательством этого тезиса является использование детских машинок и других игрушек при объяснении темы «Относительность механического движения».

4. Демонстрация должна быть убедительна, не иметь явлений, которые не относятся к данному уроку, и не давать повода к неправильному толкованию. Поэтому все побочные явления, которые сопровождают основное, должны быть сведены к минимуму, быть незаметными и не отвлекающими внимание от главного. При демонстрации явления инерции не следует использовать «Самолет», в котором трение двух кусочков кремня, находящихся внутри, вызывает появление яркого снопа искр.

5. Каждый опыт, который проводится в классе, должен быть надежным, тщательно подготовленным, неоднократно повторяемым. Неудачная демонстрация с игрушками еще в большей степени, чем с любым другим прибором, нарушает ход урока, всегда вызывает разочарование и даже может зародить недоверие к учителю. Например, опыт «Картезианский водолаз» только тогда будет иметь смысл, когда вес водолаза с водой подобран правильно.

6. Нельзя загружать урок большим количеством опытов. Каждая из демонстраций должна быть содержательной, хорошо и красиво оформленной. Так, при решении задач на определение средней скорости нужно использовать одну из игрушек (планетоход, танк или самолет), а не последовательно определять скорость всех трех игрушек [1].