Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
Как известно, произносительные навыки надо поддерживать на протяжении всего курса обучения, так как при недостаточной по объему речевой практике они утрачиваются. Это может осуществляться с помощью специально вводимых фонетических и речевых зарядок, содержание которых учитель подбирает по своему усмотрению в зависимости от потребностей своих учащихся: произношение отдельных трудных звуков, пары звуков на противопоставление (например, долгих и кратких, открытых и закрытых гласных, глухих и звонких согласных), целой фразы для отработки фразового ударения, интонации и т. д. Желательно использовать рифмованный материал за предыдущие годы обучения. Благотворное влияние на отработку произношения может оказать чтение под фонограмму, работа над диалогами и полилогами. Большое значение может иметь в этой плане и заучивание наизусть, например поэтических отрывков, особенно с опорой на звукозапись.
Обучение лексической стороне речи может осуществляться в двух основных направлениях: с одной стороны, важно следить за тем, чтобы не исчезал из памяти школьников лексический запас предыдущих лет обучения, ибо, как уже отмечалось в книге для учителя к учебнику VIII классов, такая «утечка» может поставить школьников перед непреодолимыми препятствиями, например при устно-речевом общении и при чтении аутентичных текстов, когда перед ними и без того возникают большие лексические трудности. Следовательно, весь прошлый словарный запас должен поддерживаться в состоянии мобилизационной готовности с помощью речевых зарядок (в частности, вопросно-ответных упражнений, связанных или не связанных с темой, проводимых в начале урока в быстром темпе), с помощью упражнений типа „Sprecht mir nach!" и т. п.
С другой стороны в IX классе добавляется значительный объем новой для учащихся лексики, работа над которой тоже должна быть постоянно в поле зрения учителя и учащихся. Помимо данных в лексическом блоке упражнений, можно устно использовать цепочку ABCD (Е), особенно при предъявлении новой лексики, а также увеличить количество упражнений на группировку лексики (по словообразовательным и семантическим принципам), на ее письменную фиксацию в разных формах. Учащиеся должны продолжать вести обычный словарь и составлять разговорник. Но хорошим подспорьем для них могло бы быть ведение и тематического словаря.
Определенная работа должна вестись и над рецептивной лексикой, которая включается в текстовой материал для ее узнавания, а также над дальнейшим формированием потенциального словаря, языковой догадки.
Обучение грамматической стороне речи, как и в VIII классе, тоже условно выделено в отдельный блок, чтобы целенаправленно повторять известный грамматический материал и овладевать новым. Это прежде всего новые типы придаточных предложений (damit-Satze), систематизация временных форм глагола с добавлением Perfekt, Plusquamperfekt и Futurum Passiv, обороты statt... zu + Infinitiv и ohne ... zu + Infinitiv, а также употребление глаголов и местоименных наречий типа wofur, dafur.
Как правило, учащиеся сначала при чтении сталкиваются с этими формами, и лишь потом они обобщаются и дается памятка об их употреблении или школьники побуждаются к самостоятельным выводам и обобщениям.
Для тренировки в употреблении грамматических явлений используются главным образом упражнения, выполняемые со зрительной опорой: подстановочные, на завершение предложения, на семантическое соотнесение частей высказывания и т. п. (См. комментарии к упражнениям грамматического блока, а также развернутое содержание в учебнике.) Как и в предыдущих классах, основная часть тренировочных упражнений содержится в рабочей тетради. Желательно также для повторения и систематизации грамматического материала и для дополнительной тренировки использовать относящийся к данной серии УМК сборник упражнений „Ubung macht den Meister" (И. Л. Бим, О. В. Каплина). Работа над ним может вестись фронтально, в парах (взаимообучение) или можно давать индивидуальные задания тем ученикам, у которых наметились устойчивые пробелы в грамматическом оформлении речи или в ее распознавании при чтении. Такие индивидуальные задания могут выполняться в качестве домашнего задания или в классе (путем отключения ученика от общей работы).
- Анализ новых учебно-методических комплектов в обучении немецкому языку на современном этапе Новый умк «Deutsch Schritte 5»
- Цели обучения
- Содержание и структура умк
- Принципы обучения
- Обучение чтению
- Обучение устной речи
- Обучение аудированию
- Обучение письму
- Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения