logo search
Otveti_na_voprosi_k_ekzamenu_MiMPPI

Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:

      1. Определение автоматизированных информационных систем (АИС).

        1. Определение экономических информационных систем.

          1. Определение экономической информации.

            1. Определение информации.

          2. Определение системы.

Отметим, что в примере эмпирические индикаторы более низкого уровня используются при определении эмпирических индикаторов более высокого уровня, что отражается в их иерархической взаимосвязи. В терминах рассматриваемой дисциплины это означает, что понятие АИС (1.1.1) базируется на понятии ЭИС (1.1.1.1), которое оперирует такими элементами как экономическая информация (1.1.1.1.1) и система (1.1.1.1.2). Экономическая же информация определяется через понятие информация (1.1.1.1.1.1). Применение указанной методики способствует не только к определению содержания и количества тестовых заданий, но и приводит к разработке теста, задания в котором образуют систему.

Отметим, что отобранный для включения в тест материал является на этой стадии лишь «тестовым материалом», так как тестом он становится лишь после анализа результатов тестирования, проверки надежности и валидности. «Педагогический тест является и методом и результатом педагогических измерений [2, c.77]. Например, если студент неверно отвечает на вопрос, отражающий понятийный индикатор нижнего уровня, но дает правильный ответ на связанный с ним вопрос более высокого уровня, то в тесте присутствует либо элемент угадывания, либо неточность формулировки тестового задания, либо неудачно выбрана форма его отражения, что в свою очередь требует дальнейшей переработки материала.

Эффективность теста будет тем выше, чем тщательнее отобрано содержание заданий, чем точнее определены связи между ними. Логическую структуру теста можно анализировать различными способами. Наиболее удобной формой анализа является ее графическое представление. Структура дисциплины изображается в виде графа, у которого вершинами служат разделы курса, темы, вопросы, а ребра указывают на их взаимосвязь. Отметим, что такой анализ можно проводить с помощью программных средств, которые используются при концептуальном проектировании объектов экономического управления и служат для описания совокупности элементов системы и их взаимосвязи.

Каждый раздел (тема) может быть информационно и логически завершенной частью теста. В этом случае появляется возможность более гибко осуществлять контроль и управление ходом обучения за счет использования теста в текущем контроле. Кроме того, при анализе структуры теста определяются вершины и графы, удаление которых нарушает целостность теста как системы.

«После того как содержание будущего теста определено необходимо облечь его в конкретную форму, т.е. конструировать тестовое задание» [3, c. 91].

«Тестовое задание – минимально законченная составляющая, часть теста в виде проверочного материала специфической формы» [4, c. 61]. Требования к формам представления тестовых заданий являются достаточно устоявшимися и служат для единства понимания сущности вопроса. Они отражены в Методических указаниях по подготовке педагогически тестовых материалов к сертификации (приложение № 3 к приказу Минобразования России от 17.04.2000 № 1122). В соответствии с ними тестовые задания рекомендуется разрабатывать в одной из четырех форм:

а) задания с выбором ответов (испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, предлагаемых в задании теста);

б) задания на дополнение (испытуемый сам формулирует краткий или развернутый ответ);

в) задания на установление соответствия между элементами двух множеств;

г) задания на установление правильной последовательности в ряду предлагаемых элементов.

Выбор и соотношение форм представления заданий в гомогенном тесте зависит от специфики учебной дисциплины. Как известно, все курсы, изучаемые в вузах, можно условно разделить на два класса: логические и информационные. В первых из них наряду с изучением фактического материала студенты должны усвоить логику доказательства теорем, решений задач. Эта особенность содержания дисциплины является решающей при оценке уровня знаний. В дисциплинах информационных в основном требуется усвоение формулировок, соотношений, результатов. Следует подчеркнуть, что, безусловно, это деление является относительным, поскольку всякий логический курс требует запоминания определенного количества сведений, а информационный развивает логическое мышление.

В соответствии с этой классификацией дисциплина «Теория экономических информационных систем» является логическим курсом, которая призвана развивать теоретическое мышление. Например, логика, заложенная в теоремах о функциональных зависимостях, служит основой алгоритмов перехода от первой нормальной формы реляционной модели данных ко второй и третьей. Поэтому при формулировке тестовых заданий значительное место занимают такие формы, как «Установить соответствие», «Установить последовательность», поскольку именно они позволяют описать алгоритм решения задач.

38. Достоинства и недостатки метода тестирования

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.