2.. Возможности модернизации технологий поддерживающего обучения
Содержание заданий | Методическое руководство по усвоению учебного материала |
Цель: определить положительные характеристики и ограничения технологий поддерживающего обучения; выявить пути совершенствования технологий поддерживающего обучения |
|
Задание 1. Прочитав приведенный ниже текст 2, ответьте на вопросы, касающиеся объяснительно-иллюстративного (объяснительно-перцептивного) способа обучения |
|
Задание 2. Назовите и охарактеризуйте направления совершенствования традиционного обучения в педагогической практике |
|
Задание 3. Мы представили три возможных пути совершенствования традиционного обучения. Вероятно, вы можете либо не согласиться с нами, либо дополнить наши предложения. В обоих случаях свою позицию аргументируйте | Выполнение данного задания будет более продуктивным в группе.
|
Текст 2. Рассматриваемый тип обучения является традиционным, так как реализуется он в основном через классно-урочную систему обучения, которая была создана около 400 лет назад.
Традиционное обучение характеризуется обязательным элементом — уроком, который представляет собой одновременное занятие с целым классом. При этом преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Преподаватель является единственным инициативно действующим лицом. Главное усилие преподавателя при этом направлено на то, чтобы наилучшим образом представить учебную информацию. Учащийся также должен предъявить преподавателю усвоенное содержание учебного материала. Однако, на наш взгляд, традиционное обучение себя не исчерпало. Оно требует внесения изменений, способствующих адаптации условий к каждому учащемуся.
Основным способом (технологией) поддерживающего обучения является объяснительно-иллюстративный. Что же характеризует объяснительно-иллюстративный способ обучения с положительной стороны? Какие недостатки данного способа обучения можно отметить? Какие элементы данной технологии можно и нужно совершенствовать?
На Западе совершенствование (модернизация) традиционного обучения осуществляется в направлении эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко заданных эталонов. В рамках этого направления обновление учебного процесса ориентировано на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, представление об обучении как «технологическом», конвейерном производстве с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Ведущими категориями такого подхода к обучению являются: эффективность обучения — конкретизация учебных целей; критерии усвоения (эталонные результаты) — корректирующая обратная связь; формирующая и суммирующая оценка — обучающие процедуры; предъявление информации и эталонов усвоения, тестирование, критериальный контроль — полное усвоение знаний, умений и т.д.
Таким образом, технологический подход реализуется в разработке таких технологических моделей обучения, которые направлены на достижение практически всеми учащимися заданных эталонных результатов на основе организации предъявления, стандартизованного контроля и коррекции текущих учебных итогов. Преподаватель ставится в позицию оператора дидактических средств, учащийся занимает позицию одного из объектов конструируемого обучения с заведомо фиксированными результатами. Такая организация процесса ведет к сужению педагогических возможностей обучения.
Другой путь модернизации поддерживающего обучения заключается во введении в его организацию элементов развивающего обучения.
Одной из плодотворных возможностей в этом направлении представляется соотнесение традиционной организации учебного занятия с формированием учебной деятельности, включающей в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки степени усвоения знаний. Необходимо осуществить традиционные этапы учебного занятия (подготовка к учебно-познавательной деятельности, усвоение новых знаний, их закрепление, контроль и самооценка знаний) на всех периодах предполагаемой системы умственных действий (актуализация знаний, мотивация на решение учебной задачи, организация действий учащихся по решению учебной задачи, контроль усвоения, организация оценки уровня усвоения знаний).
Таким образом, классно-урочная система может вместить в себя систему поэтапного формирования умственных действий, если преподаватель специально заложит их в свою программу.
Третий путь совершенствования традиционного обучения представляется нам возможным на основе интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения (Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – с.306-307).
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое проектирование»
- 5. Этапы проектирования.
- 6. Виды педагогических проектов.
- 7. Основные объекты педагогического проектирования.
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое взаимодействие и условия его гуманизации».
- Практическое занятие. Тема: «Технологии в образовательном процессе».
- Практическое занятие. Тема: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Лабораторное занятие Тема: «Технологии развития креативности педагога»
- Креативность в структуре педагогической деятельности.
- 2. Направленность на педагогическое творчество.
- Развитие интеллектуально-творческих способностей.
- 4. Развитие фантазии и воображения.
- Лабораторное занятие Тема: «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
- 1. Прогнозирование последствий поведения учителя.
- 3. Прогнозирование, проектирование и моделирование различных форм педагогической деятельности.
- 4. Моделирование ситуаций, содержащих элементы неопределенности.
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся»
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогические технологии»
- 1. Понятие «технология» в педагогике
- 2.. Возможности модернизации технологий поддерживающего обучения
- 3. Технология разноуровневого обучения
- 4. Технология модульного обучения
- 5. Технология проблемного обучения
- 6. Технология проектного обучения
- 7. Дальтон-технология
- 8. Технология развития критического мышления учащихся
- Задания для самостоятельной работы по курсу Темы рефератов к теме: «Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методологическая культура педагога»
- Темы рефератов к теме: «Инновационная направленность педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура учителя»
- Темы рефератов к теме: «Педагогическое проектирование»
- Темы рефератов к теме: «Взаимодействие в педагогическом процессе»
- Темы рефератов к теме: «Технологии в образовательном процессе»
- Темы рефератов к теме: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Основная литература по курсу
- Краевский в.В., Бережнова е.В. Методология педагогики: новый этап. – м.: Академия, 2008.