logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте

Знание закономерностей развития детей с задержкой психического разви­ тия в дошкольном возрасте, специфических характеристик их психологической структуры (как и психологической структуры детей с другими нарушениями раз­ вития), особенно в старшем дошкольном возрасте, имеет первостепенное зна­ чение для построения дифференциальной психолого-педагогической диагно­ стики, основанной на подлинном качественном анализе наблюдаемых проявле­ ний.

Важнейшее значение знания специфических психологических особенно­ стей дошкольников с задержкой психического развития обусловлено также тем, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатков, как за­ держка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи, а иногда и глубокая педагогическая запущенность (соци­ ально-культурная депривация). При трех первых недостатках развития наибо­ лее часто встречающимся этиологическим фактором являются слабо (или – при умственной отсталости – умеренно) выраженные повреждения мозга, дисфункции мозга. Различия состоят в том, что в случае умственной отстало­ сти эти повреждения имеют разлитой характер; при задержке психического раз­ вития они либо значительно слабее выражены, либо захватывают не всю кору (по выражению К. С. Лебединской, имеют парциальный характер), либо и то и другое наблюдается одновременно; а при общем недоразвитии речи органиче­ ская и функциональная недостаточность, являясь парциальной, затрагивает только речевые зоны коры. При социально-культурной депривации, в наи­ большей степени обнаруживающейся у детей-сирот, проведших все свое дет­ ство в доме ребенка и дошкольном детском доме, отставание в развитии, даже при отсутствии органического повреждения мозга, возникает вследствие крайне недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Он недоста­ точно «упражняется», мало работает, остается функционально недоразвитым. Причины такого отставания детально рассматриваются в работах М. И. Лиси­ ной (1982) и других авторов.

Слабая выраженность резидуальной органической или функциональной недостаточности (в сравнении с умственной отсталостью) является благопри­ ятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успеш­ нее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание. Как пока­ зывает опыт дошкольных групп и специальных садов для детей с задержкой психического развития, в результате двухлетнего кор-рекционного дошкольного воспитания и обучения около 80 % выпускников таких специальных групп и са­ дов оказываются подготовленными к обучению в обычной школе. Остальные достаточно успешно обучаются в специальных классах или школах для детей с задержкой психического развития, где получают основное среднее, а затем и полное среднее образование, приобретают профессию и, за редкими исключе­ ниями, успешно адаптируются в обществе.