logo search
дидактика

Принцип природосообразности

Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы  природосообразности   и   культуросообразности . Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает  принцип  центрации воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности.            Принцип   природосообразности  воспитания. Идея зародилась в антическом обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была обоснована  и  разработана Я.А. Коменским (Коменский Я.А., 1982).  Принцип   природосообразности  занимал значительное место в педагогическах системах Ж.Ж. Руссо,  И .Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части  и  утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.           Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы  и  исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств  и  способностей (Руссо Ж.Ж., 1981). Песталоцци, понимая природосообразность, как  и  Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от "чувственно-животных свойств". Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе (Дистервег Ф.А., 1956).            Принцип   природосообразности  в европейской педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой различных теорий воспитания, получивших общее название педагогического натурализма, в т.ч.  и  теории свободного воспитания.  Принцип   природосообразности  лежал  и  в основе педологии, некоторые идеи которой сохранились в теориях возрастного подхода  и  индивидуального подхода. Развитие наук о природе  и  человеке в XX в. существенно обогатило содержание принципа  природосообразности  воспитания. Особую роль сыграло учение о ноосфере В. И . Вернадского (Вернадский В. И ., 1981).           Современная трактовка принципа  природосообразности  исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных  и  социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.           Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

 Принцип   народности , научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный  принцип  национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота  народность  максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.

Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованнейших педагогов своего времени. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака... Он прекрасно знал наследие Яковлева, чувашского педагога. Своим учителем Сухомлинский называл Макаренко. Он является горячим приверженцем идей Ушинского о  принципе   народности  как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Сухомлинский практически доказал, что осуществление гениальных идей патриарха российской педагогики становится возможным только в условиях подлинно народной системы  образования  и воспитания.

Принцип   народности  в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого – пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины. Педагог устанавливает духовное общение своих воспитанников с детьми трудящихся других национальностей. Основными формами этой работы в Павлышской школе были рассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг о дружбе народов нашей страны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде.