8. Технология развития критического мышления учащихся
Содержание заданий | Методическое руководство по усвоению учебного материала |
Цели: изучить особенности технологии развития критического мышления учащихся; овладеть процедурами разработки технологических этапов |
|
Задание 1. Изучите внимательно приведенный ниже учебный текст 8. Объясните сущность технологии развития критического мышления учащихся. Какие теоретические идеи лежат в ее основе? Что принципиально нового предложено автором данной технологии для реализации субъектной позиции учащихся? Какие средства являются главными в управлении учением по данной технологии? Охарактеризуйте эти средства |
|
Задание 2. Запишите возможные методические приемы, обеспечивающие реализацию технологических этапов | Результаты выполнения задания целесообразно представить в виде таблицы |
Текст 8. Идея развития критического мышления является довольно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 1990-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Технология проблемно-модульного обучения продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Системы действий преподавателя и учащихся
Этапы | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Этап «Вызов» (актуализа-ция субъектно-го опыта) | 1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте. 3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу. 4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте. 5. Обменяйтесь своими мнениями в паре. 6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?). Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Эта колонка таблицы маркируется словом «Знаю» | 1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как он себе его представляет. 2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. 3. Рисуют маркировочную таблицу. 4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями. 6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы |
Этап «Осмысление»
| 1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией)
| 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений. 2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений |
Этап «Чтение с пометка-ми»
| 1. Предлагает каждому ученику текст. 2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 мин). Пометки: «V» — «Знаю»; «-« «Противоречит моим первоначальным представлениям»; «?» — «Хочу узнать»; «+» — «Это для меня новое». 3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». 4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы «Узнал новое». 5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать». Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске. 6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?»; «У кого есть энциклопедии?» и др. 7. Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе» | 1. Получают распечатку текста. 2. Читают тест и на полях делают предложенные учителем пометки.
3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.
4. Участвуют в обсуждении.
5. Участвуют в обсуждении.
6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.
7. Выбирают тему для сообщения в соответствии с возникшими вопросами. Записывают домашнее задание |
Этап «Рефлексия» | 1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся | 1. Проводят рефлексию |
Этап «Домашнее задание» | 1. Предлагает домашнее задание: напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся) | 1. Выбирают домашнее задание |
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы); прогноз (Постройте прогноз).
Ограничения
1. Подготовка специального содержания текстов.
2. Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы (Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – с.337-340).
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое проектирование»
- 5. Этапы проектирования.
- 6. Виды педагогических проектов.
- 7. Основные объекты педагогического проектирования.
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое взаимодействие и условия его гуманизации».
- Практическое занятие. Тема: «Технологии в образовательном процессе».
- Практическое занятие. Тема: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Лабораторное занятие Тема: «Технологии развития креативности педагога»
- Креативность в структуре педагогической деятельности.
- 2. Направленность на педагогическое творчество.
- Развитие интеллектуально-творческих способностей.
- 4. Развитие фантазии и воображения.
- Лабораторное занятие Тема: «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
- 1. Прогнозирование последствий поведения учителя.
- 3. Прогнозирование, проектирование и моделирование различных форм педагогической деятельности.
- 4. Моделирование ситуаций, содержащих элементы неопределенности.
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся»
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогические технологии»
- 1. Понятие «технология» в педагогике
- 2.. Возможности модернизации технологий поддерживающего обучения
- 3. Технология разноуровневого обучения
- 4. Технология модульного обучения
- 5. Технология проблемного обучения
- 6. Технология проектного обучения
- 7. Дальтон-технология
- 8. Технология развития критического мышления учащихся
- Задания для самостоятельной работы по курсу Темы рефератов к теме: «Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методологическая культура педагога»
- Темы рефератов к теме: «Инновационная направленность педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура учителя»
- Темы рефератов к теме: «Педагогическое проектирование»
- Темы рефератов к теме: «Взаимодействие в педагогическом процессе»
- Темы рефератов к теме: «Технологии в образовательном процессе»
- Темы рефератов к теме: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Основная литература по курсу
- Краевский в.В., Бережнова е.В. Методология педагогики: новый этап. – м.: Академия, 2008.