19. Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Долгое время в нашей стране преобладала концепция образования, которая впоследствии стала называться «авторитарной». Сразу надо оговориться, что этим «термином» называется система, а не работа всех учителей поголовно. Согласно этой системе в учебно-воспитательном процессе личности учителя и ученика не важны. Есть субъект — учитель, и объект, на который он воздействует, — ученик. Мастерство учителя заключается в его профессиональных знаниях, умениях и способностях, а не в личностных качествах и творческом подходе к делу. Доказательством могут служить хотя бы два следующих определения.
1965г., «Педагогическая энциклопедия»: «Педагогическое мастерство — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей».
1987г., «Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для педагогических вузов»: «Педагогическое мастерство — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, в основе которого лежат формирующиеся профессиональные знания, умения и способности. Главное содержание мастерства воспитания — знания и основанные на них умения».
Итак, личностей нет. Детей любить уже не надо. Какова же альтернатива? Как известно, личность воспитывается личностью, духовность производится духовностью. Значит, необходимо организовать такое педагогическое взаимодействие, которое обеспечивает совместный личностный рост, совместное личностное развитие учителя и учеников. Этому могут помочь психологические принципы организации личностного педагогического взаимодействия. В науке выделяют 4 таких принципа.
1) Принцип диалогизации педагогического взаимодействия, т.е. организация учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой.
2) Принцип проблематизации — стимулирование исследовательской активности детей.
3) Принцип персонализации — взаимодействие личностей, а не ролей.
4) Принцип индивидуализации — выявление индивидуальных особенностей, способностей каждого, учет индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей.
Как выяснилось в исследованиях А.Б.Орлова, только 10% учителей обладают достаточным уровнем развития таких профессионально важных качеств, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям. Отсюда постоянное стремление контролировать учащихся и навязчивое желание идентифицироваться с авторитарными ролями, что приводит к чрезмерной строгости и властности в преподавании и воспитании, к желанию учителя любой ценой утвердить свою доминирующую позицию в глазах учащихся.
Каждому педагогу сравнительно легко согласиться с этими принципами, признать их разумность и справедливость, однако очень трудно сделать их внутренними императивами каждодневного поведения, взаимодействия с детьми.
Проблемой гуманизации обучения занимаются не только отечественные, но и многие зарубежные ученые. Это поистине всемирная проблема. Американский психолог К.Роджерс, характеризуя традиционное обучение как единство предписанной извне учителям и учащимся учебной программы, фронтального общения, внешних оценок успеваемости, показывает, что альтернативой этой практике обучения является лишь ориентированная на учащихся гуманистическая практика. Роджерс различает 2 типа учения: бессмысленное и осмысленное. Первое является принудительным, безличностным, интеллектуализированным, оцениваемым извне, направленным на усвоение значений, второе, напротив, — свободным и самостоятельным, направленным на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Основная задача учителя — стимулирование или облегчение, способствование осмысленному учению.
Роджерс рассматривает три основные установки учителя-помощника, придерживающегося осмысленного типа учения:
• «истинность» и «открытость» — предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и передавать их учащимся;
• «принятие» и «доверие» — личностная уверенность учителя в возможностях и способностях учащихся;
• «эмпатическое понимание» — видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами.
Роджерс отмечает, что каждый учитель вырабатывает на основе этих установок свой собственный инструментарий обучения. Вместе с тем существуют общие методические приемы, применяемые в различных модификациях многими учителями:
1) использование средств обучения и создание условий, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность учащимся;
2) создание в процессе обучения разнообразных «обратных связей» между учителем и учащимися (опрос, беседы, групповые формы общения и т.п.);
3) заключение индивидуальных или групповых «контрактов» с учащимися, в которых после совместного обсуждения фиксируется четкое соотношение объемов учебной работы и ее оценок;
4) организация процесса обучения в разновозрастных ученических диадах, где один ученик выполняет функции учителя;
5) распределение учащихся класса на две группы, в одну из которых входят учащиеся с позитивными установками в отношении гуманистического обучения, а в другую — те, кто более склонен к авторитарному типу;
6) организация групп свободного общения (для учащихся, для учителей и смешанных) с целью формирования гуманистических личностных установок.
Для оценки эффективности деятельности учителя-помощника К.Роджерс предложил следующие критерии:
• активность учащихся на уроке;
• количество вопросов учителю и их содержание;
• время, затрачиваемое на решение учебных задач;
• опора на мышление или на память в своей учебной деятельности;
• контакт глаз учителя и учеников.
Анализ поведения учащихся на уроках учителей, обладающих способностью к стимулированию осмысленного учения, показал, что по сравнению с поведением на традиционных уроках учащиеся больше говорят с учителем и между собой, более инициативны в речевом общении, задают больше вопросов, больше времени заняты решением учебных задач, обнаруживают более высокие уровни когнитивного функционирования (например, больше времени затрачивают на различные мыслительные действия и меньше — на мнемические), чаще смотрят в глаза учителю. Они реже пропускают занятия, обладают более высокой самооценкой, демонстрируют более высокие академические достижения по всем учебным дисциплинам, создают меньше проблем для учителя на уроках.
И хоть это исследование было посвящено в основном обучению, исследователи обратили внимание на более высокий уровень воспитанности учеников экспериментальных классов. Они были более личностно зрелыми, чем их сверстники, высказывали обоснованные суждения, имели ценностные ориентации, были раскрепощенными, независимыми.
Таким образом, гуманистический подход эффективен не только в обучении, но и в воспитании. Однако, как отмечалось выше, только 10% учителей обладают такими установками. По-видимому, этим установкам можно обучать в период профессиональной подготовки в вузе, но на сегодняшний день такая программа не разработана, следовательно, учителя формируют их у себя в процессе работы опытным путем и самовоспитанием. Полагаем, что в будущем ситуация изменится.
- 1. Делайте все вовремя
- 2. Не болтайте лишнего
- 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы
- 4. Думайте о других, а не только о себе
- 5. Одевайтесь, как положено
- 6. Говорите и пишите хорошим языком
- 4. Развития этических требований в деловой сфере
- 5. Восприятие и понимание в деловом общении
- 6. Технология разрешения конфликтов.
- 1.1 Определение конфликта
- 3.1. Поведение в конфликтах
- 7. Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
- 1 Педагогическое взаимодействие
- 2 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся
- 8 Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные н.А.Березовиным, я.Л.Коломинским.
- 9. Основные варианты взаимоотношений, предложенные а.Ершовым.
- 10. Понятие о личности как высшей системы отношений человека к миру, людям и самому себе.
- 11. Межличностные отношения как межсубъектные связи, отличающиеся избирательностью и динамизмом развития. Функционально - ролевые взаимоотношения и эмоциональные.
- § 2. Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений
- 12. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
- 13. Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
- 14. Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях. Позиция в.Ф.Шаталова по формированию педагогически целесообразных отношениях.
- 15. Я.Л.Коломинский о типах педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие: виды
- 16. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
- 17. Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
- 19. Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- 20. Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях урока.
- 21. Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
- 22. Система авторитарного воспитания и. Ф. Гербарта.
- 1. Открытое авторитарное давление.
- 2. Скрытое давление.
- 4. Самовоспитание.
- 23. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- 24. Понятие о доверии в психологии, педагогике, философии и социологии.
- 25. Доверительные отношения и их стадии.
- 3.2.6. Психотехнические приемы развития доверительных отношений
- 26. Доверие к воспитанникам. Процесс построения доверительных взаимоотношений участников образовательного процесса и их роль в организации построения.
- 27. Различия авторитета роли (авторитет власти и власть авторитета).
- 28. Формирование авторитетных отношений. Этапы становления авторитета.
- 1.3 Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя
- 29. Личностные и характерологические качества, способствующие завоеванию авторитета личности бакалавра.
- 30. Педагогика ненасилия.