logo search
Диплом Бизиковой Матрены

3.5. Школа завтра не нужна

Каким будет высшее и среднее образование через 20 лет.

Каким будет высшее и среднее образование через 20 лет? Что случится со школами и вузами через 15–30 лет? Есть мнение, что школа завтра не будет нужна. В статье под таким заголовком Григорий ТарасевичиАндрей Константиновссылаются на агентство стратегических инициатив РФ, из форсайт-прогноза которого следует, что облик образования станет совсем иным: люди будут учиться всю жизнь, одного профессора сможет слушать миллиард студентов, а за игру в «Цивилизацию» будут ставить оценки. Агентство стратегических инициатив (АСИ) в течение нескольких лет разрабатывало форсайт-прогноз «Образование-2030».

Журналисты «РР» изучили прогноз АСИ, поговорили с его авторами.

Это, скорее, мечты о желаемом будущем, которые помогут нам в настоящем. Многое из того, о чём здесь повествуется, встречалось нам ранее в статьях. Форсайт по-русски

Foresight, «взгляд в будущее» — западная социальная технология, позволяющая группе экспертов выявить доминирующие в той или иной области тренды, договориться о приоритетах и сформировать общее видение, общую «дорожную карту» будущего развития. Передаём общее видение будущего образования, и пробуем критически проанализировать высказывания: Тренд 1. Ревизия всего и вся

Новая экономика – новое образование – для будущего.

Процесс создания форсайта «Образование 2030»

предоставлено АСИ

На планете новая экономика. Глобализация, компьютеры, планшеты, всеобщий интернет, искусственный интеллект, Википедия, машинные переводчики…

Сегодня многие подростки гораздо лучше разбираются в настройках планшетов, чем их родители и учителя.

ЕГЭ или бакалавриат с магистратурой на самом деле лишь мелкая организационная модификация, не более того. Содержательные реформы тоже происходят. Например, в российских школах постепенно отходят от принципа «учитель говорит — ученик запоминает, учитель проверяет — ученик отвечает» и все больше делают ставку на самостоятельные исследования школьников — проекты.

. Почему-то считается, что люди, родившиеся в один год, должны все вместе ходить на одни и те же уроки. Тебе восемь лет? Иди учи названия травок на лугу. Тебе четырнадцать? Тогда заучивай названия химических элементов. Никого не волнуют ни твои личные интересы, ни твой уровень развития.

В настоящее время так называемые «мелкие организационные модификации» - специалитет или бакалавриат - могут помешать студенту перейти в другой ВУЗ в другом городе, скажем, при смене места жительства, из-за разных институтских образовательных программ.

Также можно предположить, что дело обучения разновозрастных групп будет не менее трудным, чем сегодня одновозрастных. Тренд 2. Очень личное образование

Старой школе и старому университету нет места в мире будущего. Человек сможет собирать свое персональное образование без традиционных институтов. «Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» - считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030». Учителю надо выдать единую стандартную программу единому стандартному классу. Такова нынешняя массовая школа. Уже сейчас монополия учителя на знания сильно подорвана благодаря куче образовательных сайтов и Википедии. Педагог должен превратиться из рассказчика в проводника.

предоставлено АСИ

А образование будущего представляется как эдакий конструктор, который ученик собирает самостоятельно.

Конечно, для определения образовательной траектории одного желания ученика мало. Многие вообще выберут углубленный курс лежания на диване в качестве основного предмета. Чтобы эта система заработала, нужно многое: психологи-консультанты, персональные тьюторы, курсы повышения квалификации для родителей. Но ведь такое вполне реально.

Некоторые элементы этой образовательной утопии уже начали появляться. Например, в пресловутом стандарте для старших классов предполагалось, что значительную часть курсов ученик будет выбирать сам.

Думаю, что индивидуализация образования при отсутствии его противоположности – коллективного образования может обернуться зарождением крайней индивидуализации, и как следствие – трудностью существовать даже в таком маленьком коллективе, как семья…Этоь может стать новой проблемой образования и общества. Тренд 3. Персональные портфолио

… Нынешнее образование держится на отметках. Они нужны, чтобы диагностировать ученика. Но есть ещё участие в конференциях и концертах, помощь друзьям, осмысленное посещение экскурсий, доклады, самостоятельные исследования, практика на реальных рабочих местах, поездки на слеты и так далее. Много всего. Учесть это не так просто.

Как-то на педсовете в одной районной школе директор вдохновился книжкой о Гарри Поттере и решил ввести систему баллов для каждого класса. Оказалось, что найти причины для снятия баллов легко: опоздали на урок, шумели, оставили класс неубранным. А вот с начислением возникли проблемы - за что поощрять-то, если хорошая учеба или пристойное поведение считается нормой, а не достижением?! В итоге систему баллов так и не ввели.

Сейчас в развитых странах - США, Канаде, Японии, государствах Европы - очень популярна система портфолио. За время учебы ученик накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и так далее -вплоть до отзывов соседей по дому. В Новой Зеландии, по слухам, эта система доведена до национального масштаба, там учитываются достижения за всю жизнь, к этому привязаны и страховка, и кредит. Система портфолио начинает работать и у нас. В будущем накопленный багаж достижений станет одним из ключевых элементов системы образования.

Отдельная тема, о которой очень любят говорить эксперты, - внедрение игры в образование и учет игровых достижений. Согласно прогнозу, игра должна стать важным элементом образования. И вполне вероятно, что в портфолио будущего вместе с дипломом об участии в конкурсе «Русский медвежонок» будет лежать сертификат о прохождении Civilization8.0.

предоставлено АСИ

Аналитики АСИ предрекают, что образование будущего станет совершенно иным. Университет и школа станут единым сообществом, где все чему-то обучаются друг у друга, все помогают друг другу развиваться.

Например, «Тотальный диктант» можно рассматривать как альтернативную форму повышения грамотности. Его масштабы впечатляют: сотни тысяч участников, охват всего мира от Камчатки до Калининграда, от Боливии до Новой Зеландии. И это проект абсолютно новый, никак не связанный с традиционными структурами.

Полагаю, что разумное сочетание традиционных и передовых технологий оценивания достижений может дать усовершенствование образования, хотя это и не революционный путь.

Тренд 4. Учиться всю жизнь

Еще одна фишка, которую обещают в будущем: образование станет постоянным, непрерывным и тотальным. Семьи объединяются между собой, образуются клубы и сообщества.

В каком-то смысле образование является непрерывным и сейчас. Тренд 5. «Университет миллиардов»

У российских университетов есть поводы для паники. И дело не только в очередных попытках Минобрнауки найти и закрыть вузы с «признаками неэффективности».

Но почему профессор должен обязательно находиться в той же аудитории, что и студенты?! Мы же слушаем музыку любимой группы, хотя физически исполнители находятся на другом краю планеты.

предоставлено АСИ

Современные технологии позволяют сделать университетское образование доступным вне зависимости от того, где человек находится - в глухой российской деревушке или на Западном побережье США.

Не исключено, что такие наднациональные «университеты миллиардов» могут всерьез потеснить традиционные вузы. Но здесь встает вопрос: а как проверять полученные знания? Здесь как минимум два пути. Первый - задействовать возможности искусственного интеллекта. Системы анализа текста вполне способны оценить даже творческие работы типа эссе или раздела «С» в ЕГЭ. Другой вариант основывается на социальных сетях. Одни студенты проверяют других, образуется класс добровольных тьюторов и наставников.

Думается, что даже при наличии масштабного и развитого дистанционного обучения, против которого трудно возразить, нужда в традиционном наставничестве, особенно в младшем возрасте (дошкола, начальная школа) не отпадёт. Не зря учителя начальных классов часто называют «второй мамой». Но вот со студентами постарше, наверное, всё будет именно так. Познакомимся с прогнозами современников…