Тема 2.4. Педагогический процесс, его составляющие Тема лекции: «Педагогический процесс, его составляющие»
Лекция рассчитана на 1 час
Цель лекции: раскрыть содержание принципов дидактики; сформировать представление о воспитании в целостном педагогическом процессе.
Для достижения цели ставим следующие задачи
Понятие дидактики, ее принципы.
Основные категории дидактики.
Воспитание в педагогическом процессе.
Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.
Идея гармонического развития личности.
План лекции
Понятие дидактики, ее категории и принципы
Идея гармоничного развития личности
Воспитание в педагогическом процессе
Теоретический материал для подготовки к лекции
Дидактика (от греч. «дидактикос» - поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основные понятия называются категориями. Основные категории дидактики:
преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний;
учение– сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяют ранее приобретенные;
обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение поставленной цели;
образование– система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков, способов мышления.
знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;
умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике;
навыки– умения, доведенные до автоматизма;
цель (учебная, образовательная) – то к чему стремиться обучение;
содержание (обучения, образования)– система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения;
организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели;
форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания;
метод – путь достижения цели и задач обучения;
средства– предметная поддержка учебного процесса (голос (речь) педагога, его мастерство, учебники и классное оборудование и т.д.);
результаты (продукты) –это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую дидактику, которая исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями в которых он протекает, а так же результатами к которым он приводит.Частные дидактикиназываются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.
Принципы дидактики– это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
В качестве основополагающих, выделим следующие принципы дидактики.
Принцип сознательности и активности. В основе этого принципа лежат закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся и др.
Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения:
- обучать следует так, что бы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их;
- учителю следует помнить, что главное - не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует;
- следует, как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, - непременное условие развивающего обучения и др.
Принцип наглядности обучения. Перечислим некоторые правила раскрывающие этот принцип:
- применяя наглядные средства, педагог воспитывает у школьников внимание, наблюдательность, культуру мышления, интерес к учению;
- применение современных средств наглядности должно быть научно обоснованно;
- следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую деятельность.
Принцип системности и последовательности. Этот принцип опирается на следующие научные закономерности:
- человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина видения внешнего мира;
- система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся;
- процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности;
- если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
Принцип прочности. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов – содержания и структуры материала, но так же от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний зависит от организации обучения, использования различных методов, видов, времени обучения; память человека носит избирательный характер: чем важнее и интереснее учебный материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется.
Принцип доступности. В основе этого принципа лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово «thesaurus» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений и способов мышления.
Существуют и другие закономерности лежащие в основе этого принципа:
- доступность определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей;
- зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения;
- постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияет на развитие учащихся и формирования их моральных качеств;
- обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.
Известны классические правила, относящиеся к реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Принцип научности. Этот принцип требует, что бы учащимся предлагались для усвоения только установленные наукой знания. В жизни человека он играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования. Научность обучения зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой.
Принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность. Эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, возрастных особенностей учащихся. Чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства.
Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связан с этими понятиями. Философия дает ответы на вопросы о сущности этих категорий, но единого учения о них нет.
Древние философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармоничного развития личности, центральными качествами которой является мудрость, здоровье, благородство. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному, составило цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царившей в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.
В средние века господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Воспитание должно сформировать такую личность, которая все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир.
В эпоху Возрождения поэты и художники вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном и философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.).
Обосновывается необходимость всестороннего и гармоничного развития личности, тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности становиться не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в условиях общественных отношений.
Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.
В целях гармоничного и всестороннего развития личности, в наше время формируются многие направления воспитательной работы: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Умственноевоспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает:
- развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса.
- формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
- стимулирования интереса к работе с книгой и новым информационным технологиям;
- развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Теоретическую основу нравственноговоспитания составляет этика. В качестве основных задач этического воспитания выделяют:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения;
- разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности.
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.
Главными задачами трудовоговоспитания являются развитие добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетических отношений к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность и в социальный ландшафт. В процессе этого воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Гражданскоевоспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.
Экономическоевоспитание – это система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс, предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопления знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Правовоевоспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и конституции.
Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами. Эффективность решения зависит от множества факторов, но основные из них:
- логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
- индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;
- условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывает влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа, вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Литература по данной теме
Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебное пособие/ В.Г. Крысько. – 5-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 368.: ил., табл. – (Библиотека высшей школы)
Педагогика и психология: Учеб. / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос – Пресс, 2003. – 400 с.
Педагогика: Учебное пособие/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512с.
Подласый И.П.Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – ( Серия «Учебное пособие»).
Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с.
- Психология и педагогика
- Введение
- 2. Примерный тематический план
- Раздел 1. Психология
- Тема 1. 1. Предмет и методы психологии Тема лекции: «Предмет и методы психологии»
- Тема 1. 2. Психика и организм Тема лекции: «Психика и организм»
- Тема семинарского занятия: «Предмет и методы психологии»
- Тема семинарского занятия: «Психика и организм»
- Тема 1. 3. Сознание человека Тема лекции: «Сознание человека»
- Тема 1. 4. Познавательные процессы Тема лекции: «Познавательные процессы»
- Тема семинарского занятия: «Сознание человека»
- Тема семинарского занятия: «Психология познавательных процессов»
- План семинарского занятия
- Тема 1. 5. Психические свойства Тема лекции: «Психические свойства»
- Тема 1. 6. Психология личности Тема лекции: «Психология личности»
- Тема семинарского занятия: «Психические свойства»
- План семинарского занятия
- Тема семинарского занятия: «Психология личности»
- План семинарского занятия
- Тема 1. 7. Межличностные отношения Тема лекции: «Межличностные отношения»
- Классификация групп
- Тема семинарского занятия: «Межличностные отношения»
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2. 1. Основные категории педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность Тема лекции: «Образование как общечеловеческая ценность»
- Тема семинарского занятия: «Основные категории педагогики»
- Тема семинарского занятия: «Образование как общечеловеческая ценность»
- Тема 2.3. Образовательная система россии Тема лекции: «Образовательная система России»
- Тема 2.4. Педагогический процесс, его составляющие Тема лекции: «Педагогический процесс, его составляющие»
- Тема семинарского занятия: «Образовательная система России»
- Тема семинарского занятия: «Педагогический процесс и его составляющие»
- Тема 2.5. Организация учебной деятельности Тема лекции: «Организация учебной деятельности»
- Тема 2.6. Управление педагогическим процессом Тема лекции: «Управление педагогическим процессом»
- Тема семинарского занятия: «Организация учебной деятельности»
- Тема семинарского занятия: «Управление педагогическим процессом»
- 1. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности.
- Задачи воспитания в семье.Воспитательные задачи:
- 1. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности
- Приложения
- Задание 1
- Практические задания Задание 1
- Задание 2
- Диагностика психосоматического типа личности
- Психологический тест: «Уровень мотивации достижения успеха»
- Оценка результата
- Опросник для определения степени развития силы воли
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Тест «Что говорят Вам мимика и жесты?»
- Контрольный тест по разделу 1: «Психология»
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Ситуация 1
- Ситуация 2
- Контрольный тест по разделу 2: «Педагогика»
- Впросы по дисциплине, необходимые для подготовки студентов к зачету