logo search
дидактика

37. Коллективно-творческое воспитание.

Основной источник - И. П. Иванов « Коллективные   творческие  дела как средство коммунистического  воспитания  младших школьников», «Энциклопедия  коллективных   творческих  дел».

   Пусть вас не смущают названия книг. Игорь Петрович Иванов - доктор педагогических наук, академик АПН СССР, педагог-новатор и как страстный поклонник наследия С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. С. Т. Шацкий еще в 1903 г. записал в своем студенческом дневнике, мысль о том, что «новый уклад жизни, новых людей должна дать новая школа». Заметим, что не только «новых людей», с чем трудно не согласиться, а ещё и «новый уклад жизни». Тогда же он писал, что настоящее «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности». Эта мысль и через сто с лишним лет многим педагогам кажется не очень-то понятной ... Речь ведь идёт не о том, что в наше время называется «художественной самодеятельностью». То, что творили С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко с дюжиной приютских сирот на даче летом 1905 г. можно было бы назвать «конституционной педагогикой». Уже в 1918 г., когда С. Т. Шацкий открыто отказывался сотрудничать с Советской властью, а наркома просвещения А. В. Луначарского называл дилетантом, в его летней колонии «Бодрая жизнь» детям присваивали звание «коммунист», - тем, кто своим физическим трудом полностью «окупал» свое содержание. Видимо, разное содержание в слово «коммунист» вкладывали нарком и руководитель детской колонии. «Конституционную педагогику» С. Т. Шацкого блестяще продолжили Антон Макаренко и Януш Корчак. Их объединяло то, что теперь последователи И. П. Иванова называют «Педагогикой общей заботы».

Коллективное   творческое   воспитание  - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.  Коллективное   творческое  дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики  коллективно-творческого   воспитания . Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа  коллективного   творческого  дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В целом методика КТД вполне созвучна идее метода проектов С.Т. Шацкого и современным моделям социального проектирования – все это наследие Шацкого, Макаренко и Иванова!

 

Из работ И.П. Иванова:

И как напутствие идущим вслед за нами — два коммунарских девиза: «Наша цель — счастье людей!» и «Всё — творчески, иначе — зачем!»

 

КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики. Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Каждое  коллективное   творческое  дело — это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно - ДЕЛО. Оно — коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно практической гражданской заботе — морально-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивно-оздоровительной, организаторской. Оно —  творческое   коллективное  дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно — творческое еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте. Необходимо иметь в виду, что именно в  коллективных   творческих  делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. И что особенно важно — в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, коммунистические взгляды, убеждения, идеалы), эмоционельно-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Необходимо иметь в виду, что только целенаправленное осуществление  коллективных   творческих  дел как системы — в единстве трех ее существенных сторон — может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.

Первичная из сторон этой системы — внутренние связи каждого  коллективного   творческого  дела, как микросистемы необходимых развивающих действий воспитателей и воспитанников.

Вторая сторона — взаимосвязи различных КТД, познание и осуществление которых позволяют реализовывать в целостном процессе воспитательные возможности  коллективных   творческих  дел всех видов. Взаимосвязи данного типа непосредственным образом определяют систему КТД.

Третья сторона — те взаимосвязи  коллективных   творческих  дел с остальными средствами (формами) учебно-воспитательной работы, познание и осуществление которых позволяют подкреплять, усиливать воспитательную роль  коллективных   творческих  дел другими источниками; здесь система КТД реализуется в качестве компонента общей системы средств  воспитания .

 Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

 В конце данной стадии педагог проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива "зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта. Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Успешное использование системы КТД, а значит реализация их воспитательных возможностей, определяется целеустремленным, полным и глубоким воплощением в воспитательной работе трех основных условий, как существенных сторон того решающего условия комплексного подхода к воспитанию, о котором сказано выше.

1-ое условие  - развитие отношений  творческого  содружества воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направляемой товарищеской воспитательной заботой педагогов; подкрепление этого типа отношений отношениями товарищеского  творческого  обучения; преодоление традиций чрезмерной опеки над воспитанниками, сочетающейся с пережитками авторитаризма и «свободного  воспитания ».

2-ое условие - развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений; подкрепление этих отношений отношениями товарищеского творческого обучения старшими воспитанниками младших, младшими — друг друга и старшими — друг друга; преодоление традиций чрезмерной опеки старших воспитанников над младшими  - односторонне понимаемого и осуществляемого «шефства».

3-е условие  -  всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями, как старшими товарищами воспитанников, как сотрудниками по товарищеской воспитательной заботе о них; подкрепление этих отношений отношениями взаимного товарищеского творческого обучения; преодоление пережитков чрезмерной опеки и авторитаризма в отношениях между воспитателями как основного источника формализма в воспитательских коллективах.

И.П.Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности: Познавательные дела, Трудовые дела. Художественные дела, Спортивные дела, Экологические и Досуговые дела и др.

38. Принцип природосообразности, культуросообразности и народности. Принцип   природосообразности  - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений  и  педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями  и  уровнем развития.

Природосообразность, в нашем подходе, свойство, состояние взаимодействия с Природой ее Законами на уровне осознания, понимания, чувствования, сохраняя гармонию внутреннего  и  внешнего Мира в процессе развития.

Из Педагогической энциклопедии

 Природосообразности   принцип , пед.  принцип , согласно к-рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей - Платона, Аристотеля. Разностороннее обоснование П. п. получил в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо,  И . Г. Песталоцци, А. В. Дистервега  и  др. педагогов, хотя он  и  понимался ими не всегда одинаково, что зависело от разл. трактовок самого понятия природы. Идея П. п. широко распространилась в педагогике 18-19 вв. Попытки разработки на её основе теории воспитания получили общее название пед. натурализма, частными проявлениями к-рого явились популярные в кон. 19 - нач. 20 вв. теории свободного воспитания  и  педоцентризма. См. Естественное воспитание, Принципы воспитания.