logo search
pedagogika (2)

Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины XVIII века в России (и.И. Бецкой, ф.И. Янкович, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).

В период правления в России императрицы Екатерины II огромную роль в развитии просвещения и педагогической мысли сыграл Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), государственный деятель, создатель закона «о воспитании обоего пола юношества» (1764). В законе говорилось о необходимости воспитать в стране «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5 – 6 лет до 18-летнего возраста. Бецкой реорганизовал систему обучения детей разных сословий, не было таких учебных заведений только для детей крепостных крестьян. В период его образовательно-просветительской деятельности были созданы Академия художеств, Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для девочек с отделением для девочек из мещанского сословия.

Следует отметить, что созданная И.И. Бецким система воспитания и обучения в закрытых учебных заведениях была оторвана от жизни и далеко не всегда давала желаемые педагогические результаты.

Янкович

Сербско-харватский мыслитель педагог последователь Каменского. Он разработал план школьной реформы проведённой в Россиипо уставу1786г. Поэтому уставу были созданы малые и главные училища. Это школы для м. и д. находившиеся не под контролем церкви. В малых училишах 2 г.изучали: чтение, письмо, намерацию, священную историю, катехизис, граждановедение, арифметику, грамматику, чистописание, рисование. В главных училищах 5 лет изучали ещё и Евангелие, историю, георафию, геометрию, механику, физику, естествознание,архитектуру. Совместно с русскими учёнымипедагогами разрабатываетвсю документацию по народным училищам, пишет учебники и рук-ва для училищ. Написал « План к установлению народных училищ», «Правила для уч-ся в нар уч», « рук-во учителям», «Букварь», « руководство к архитектуре».

Новиков

Русский просветитель икнигоиздатель, писатель- публицист. Возглавил движение по организации независимых царской власти народных училиш. Пишет первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Открывал поРоссии книжные магазины. Был автором многих статей « Век живи век учись» и др. Пед. взгляды: 1.Верил в возможность преобразования общества. 2. Воспитать добродетельную, активную личность. 3. Воспитание должно быть гармоночным. 4. Руководствовался идеей народности воспитания. 5.Был против физ наказаний. 6. стремился примирить науку и религию. 7. Считал важным трудовое воспит. 8. главное ср-во воспит считал книги.

Радищев

Писатель, историк, юрист, экономист, врач и педагог, химик. Написал оду «Вольность» и книгу «Путеществие из Петербурга в Москву». За свои произв был приговорён к смертной казни, которую заменили ссылкой на 10 лет в Сибирь. После комисованния выступал в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований, покончил с собой. Пед. идеи: 1. связывал прогресс воспит с переустройством общества на справедливость и народ счастье. 2. Был против сословности образования. Радищев отмечал что крепость духа так же необходима в жизни как здоровый организм.