logo search
Документ Microsoft Office Word

32 Вопрос

Принципы коррекционно-развивающей работы В основу построения комплекса коррекционно-развивающей дея- 1 Гонеев А. Д. Культурологический подход в моделировании коррекционно- педагогической подготовки учителя // Теория и технология формирования профессио- нально-педагогической культуры / Материалы Всерос. науч.-пр. конф. – Белгород: изд- во БГУ, 1999. – С. 194.24 тельности положены фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии: 1. Положение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, исходя из которого ситуацию психокоррекции личности можно рассматри- вать в качестве опыта реальной жизнедеятельности. 2. Положение, разработанное в теоретической концепции В. И. Мя- сищева, согласно которому личность является продуктом системы значи- мых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включе- ния в коррекционный процесс и самого ребенка, и его окружения. 3. Положение теории деятельности А. H. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае – воздействовать на деятельность по вос- питанию детей и на ведущую деятельность ребенка. 4. Положение теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми. 5. Разработанное Д. Б. Элькониным положение о том, что коррекци- онный потенциал игры заключается в практике новых социальных отно- шений, в которые включается человек в процессе специально организо- ванных групповых занятий. Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекцион- ной работы, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции. Так, К.М. Гуревич отмечает, что «желательно использовать результаты психологических диагностических исследований в школе не только для установления индивидуально психологического ста- туса учащихся, но и для выработки психолого-педагогических рекоменда- ций, имеющих своей целью исправление, коррекцию выявленных в иссле- довании недостатков психического развития. Задачи коррекционной рабо- ты могут быть адекватно поставлены только на основании полной диагно- стики и оценки «зоны ближайшего развития» и тех корректирующих педа- гогических средств, которые следует применять, для того чтобы поднять ребенка на более высокий уровень психического развития» 1 . Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс выделяют еще три, на наш взгляд, чрезвычайно важных принципа, определяющих стратегию коррекционной работы: принцип «нормативности» развития, принцип «коррекции сверху вниз», принцип системности развития психической деятельности. Принцип «нормативности» развития требует учета основных за- кономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка. Этот принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного 1 Гуревич К. М. Принцип коррекционности в методах психологической диагно- стики / В сб.: Научно-методические основы использования в школьной психологиче- ской службе конкретных психодиагностических методик. – М.: Изд-во АПН СССР, 1988. – С. 4.25 эталона возраста. При определении стратегии коррекционной работы не- обходимо исходить из сопоставления идеального «эталонного» норматив- ного развития и конкретных особенностей того или иного варианта разви- тия. Принцип коррекции «сверху вниз», сформулированный Л. C. Выгот- ским, требует поставить в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития и деятельности ребенка. Реализация принципа системности развития в коррекционной рабо- те обеспечивает направленность на устранение причин и источников от- клонений в развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление о системе причинно-следственных связей, иерархии отно- шений между симптомами и их причинами. Тактику коррекционной работы, т. е. выбор средств, путей и спосо- бов достижения поставленной цели, определяет деятельностный принцип коррекции, исходящий из деятельностного подхода, раскрывающего дея- тельность как движущую силу развития (А.Н. Леонтьев), концепции веду- щей деятельности (Д. Б. Эльконин), теории планомерного формирования человеческой деятельности (П. Я. Гальперин). Деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий и, во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов дея- тельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориенти- ровки. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмыс- ленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.