1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
Формы воспитания — это способы организации воспитательного процесса, в которых реализуются взаимодействие воспитателя и воспитанников в различных условиях.
Формы в сочетании с методами воспитания оптимизируют работу и позволяют достигать намеченной цели.
Организовать воспитательную работу в учебном заведении можно прямо и косвенно.
Прямое воспитание — воспитатель вступает в контакт с одним или несколькими воспитанниками, стремясь как можно лучше повлиять на них с помощью тех или иных методов, приемов и средств воспитания.
Воспитатель при установлении личного контакта с воспитанником должен учесть некоторые моменты, создающие благоприятный для беседы климат. К ним, в частности, относятся:
— ясные, сжатые и содержательные фразы и объяснения;
— обращение к воспитаннику по имени;
— проявление внимания к мнению воспитанника, его словам и оценкам;
— положительные замечания в адрес воспитанника или же обращение за советом, например: “Посоветуй пожалуйста, как бы ты поступил в случае...”.
Основным правилом прямого воздействия является “Вы-подход”, т. е. умение воспитателя поставить себя на место воспитанника, чтобы лучше его понять.
Если воспитанник не идет сразу на контакт, то его нужно заинтересовать, увлечь, объяснить ему, почему и с какой целью воспитатель ставит перед ним те или иные вопросы или советует что-либо.
Прямое воспитание требует от воспитателя:
тщательной подготовки,
учета индивидуальных качеств воспитанника,
разработки плана индивидуальной беседы,
выбора приемов воздействия на личность.
Косвенное воспитание осуществляется в непрямых контактах воспитателя с воспитанниками с помощью:
учебников,
художественной литературы,
кинофильмов,
музыкальных произведений,
общественного мнения и т. п.
Нужно составить программу воспитания так, чтобы учащиеся читали литературу, обсуждали лучшие кинофильмы и музыкальные произведения, активно участвовали в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.
Воспитатель делает ставку:
на любознательность юношей и девушек,
на информацию,
на искусство, науку,
на активное включение их в свою жизнь.
Важно сформировать мотивационную основу интеллектуальной и художественной деятельности учащихся, объединить учебу, труд и искусство. Будет интерес — будут и результаты воспитания.
Воспитатель, косвенно воздействуя на учащихся, добивается понимания — можно получать удовлетворение не только от конечного результата, но и от исследования. Получаемая информация, достижение для себя целей в познании нового сопровождается потоком положительных чувств и настроений. В познании, интеллектуальной деятельности адаптации не наступает, здесь вечный поиск и истинная радость.
Большое воспитательное значение в учебном заведении имеют гуманитарные дисциплины, способствующие формированию гуманитарного мировоззрения, нравственной стабилизации личности учащегося, его интеллигентности и эрудиции.
Сильным средством косвенного воспитания является музыка. Каждый человек испытал на себе удивительное, преображающее действие музыки. Грудной ребенок прекращает плакать и вслушивается в мелодичные звуки музыки или пение матери.
Исследования показали, что музыка определенного для каждого индивидуума ритма способна даже устранять у людей непроизвольные судорожные движения при некоторых нервных заболеваниях. Под звуки флейты индийских укротителей впадают в оцепенение кобры, гремучие змеи. Музыка ускоряет выздоровление человека, активно используется в медицине.
Доказано, что действие музыки исходит из аналогии с ритмами тела человека — сердцебиением, ритмами импульсов от нервных клеток. Именно поэтому музыка улучшает психику, организуя ее сложный ритм. При депрессии музыка поднимает настроение, создает предпосылки для более продуктивного воспитания. Если музыка удовлетворяет музыкальным вкусам человека, то она стимулирует его деятельность, устраняет негативные эмоции. Для современного молодого человека музыка, оттеснив песню на второй план, стала “жизненным фоном”, который сопровождает его на улице, дома и в школе. Однако не все ритмы создают необходимый музыкальный уют и комфорт.
Достаточно сильным средством косвенного воспитания является общественное мнение, т. е. оценка большинства.
Общественное мнение учащихся — показатель их сознательности, нравственной воспитанности и сплоченности. Оно отражает взгляды большинства при гласном обсуждении проблемы. Что касается индивидуальных мнений, то не все из них могут приобрести весомое значение, а только те, которые исходят от наиболее авторитетных учащихся. Воспитателю необходимо знать, кто в группе является авторитетом, чье мнение становится решающим.
В процессе воспитания учащихся необходимо управлять общественным мнением, особенно в тот момент, когда учащиеся владеют информацией и проявляют беспокойство. Зная авторитетных учащихся, чье мнение в подобной ситуации может оказаться решающим, необходимо путем обсуждения событий направить их взгляды в единое русло, и, сформировав мнение, добиваться от группы правильного поведения.
Общественное мнение воспитывает, когда воспитатель:
— регулярно информирует воспитанников о наиболее важных событиях и не допускает обсуждения всякого рода слухов;
— способствует развитию гласности и обеспечивает культуру обсуждения возникшей проблемы;
— тщательно готовит собрания и беседы;
— поддерживает связь с лидерами и отдельными группами учащихся, часто выступающими против официального мнения;
— соблюдает педагогический такт в критике недостатков и неверных суждений.
Формы воспитательной работы в зависимости от количества учащихся бывают:
массовыми,
групповыми,
индивидуальными.
Массовые формы воспитания
Массовые формы воспитания применяются при воздействии воспитателя на большинство учащихся одновременно и в короткий срок. Это организованные праздничные представления, собрания, митинги, спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, культпоходы и т. п.
Хорошо организованный праздник повышает культурный уровень учащихся, развивает эстетический вкус, позволяет проявить индивидуальность и художественные способности.
Надолго запоминают учащиеся такие праздники, как “Первый звонок”, “День знаний”, “День школы”, “День юмора”, “Новогодний бал” и др.
Массовые формы воспитания должны отвечать самым высоким стандартам культуры и эстетики. Здесь можно поучиться у немцев, американцев, которые великолепно устраивают массовые гуляния, национальные праздники, спортивные соревнования между школами, колледжами, университетами. На эти праздники обязательно приглашаются родители учащихся, которые развлекаются вместе со своими детьми и преподавателями.
Групповые формы воспитания
Групповые формы воспитания ориентированы на небольшое количество учащихся, которые нуждаются в определенной информации, эстетической разрядке, правовом или нравственном воздействии.
Наиболее тесное влияние друг на друга оказывают учащиеся, находящиеся в более-менее близких контактах в первичных группах, небольших по количеству.
Это может быть группа друзей или любителей футбола, группа спортсменов или художников и т. п.
Первичная группа оказывает на своих членов “конформистское давление”, предъявляет им требования, и следит за их выполнением.
Если кто-то выходит за рамки, то становится объектом: группового давления в форме молчаливого неодобрения или насмешки, откровенного презрения или физического оскорбления.
Индивидуальные формы воспитания
Индивидуальные формы воспитания создают наиболее благоприятные условия для понимания психологии учащегося, ее коррекции и развития в предполагаемом направлении.
К основным формам воздействия на индивида относятся:
— индивидуальная беседа;
— индивидуальная помощь;
— индивидуальное задание;
— индивидуальное поручение;
— индивидуальный контроль и др.
Индивидуальная беседа требует от воспитателя:
предварительной подготовки,
продумывания информации,
выбора средств и приемов в зависимости от особенностей собеседника и его состояния.
Воспитатель в процессе беседы может использовать разнообразные методы и приемы: убеждение и внушение, критику и поощрение.
Известно, что воспитатель, бесконечно преследующий воспитанника постоянными нотациями, почти всегда вызывает у него противодействие, но, с другой стороны, каждый юноша и девушка испытывает потребность в разговоре с умным человеком.
Индивидуальная помощь воспитывает учащегося тогда, когда воспитатель не навязывает, а предлагает совет, свою поддержку или одобрение. Перед тем как оказать воспитаннику помощь, нужно выяснить, в чем он нуждается — в моральной поддержке или материальной помощи.
Индивидуальное задание (индивидуальное поручение) имеет цель вовлечь воспитанника в активную учебную работу или спортивную секцию, кружок “умелые руки” или художественную самодеятельность. Подобные поручения могут быть интенсивными, средними и слабыми, но в любом случае — разумными и соответствовать способностям я интересам учащегося.
Индивидуальный контроль — обязательная форма для формирования лучших качеств и способностей учащегося. Регулярный контроль позволяет воспитателю оценить динамику развития личности.
- Лекция 32. Формы организации и контроля воспитательной работы. Составные части воспитания
- 1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
- 2. Общие критерии воспитательной работы
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 4. Схема анализа воспитательной работы
- 5. Составные части воспитания
- 1. Нравственное воспитание
- 2. Эстетическое воспитание
- 3. Национальное воспитание
- 4. Военно-патриотическое воспитание
- 5. Экологическое воспитание
- 6. Правовое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экономическое воспитание
- 9. Физическое воспитание
- 10. Воспитание культуры безопасности