2. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.
Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.
Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.
Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.
Дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций:
Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.
Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.
Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.
Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.
Задачи дошкольной педагогики как науки:
Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).
Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).
Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).
Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).
Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.
Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.
Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.
Источники развития дошкольной педагогики: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.
Категории дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.
Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.
Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.
Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.
Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.
Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики — науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).
Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.
Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.
Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах — диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития — является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.
Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип — основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.
Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.
Психологические основы дошкольной педагогики составляют:
культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;
учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;
теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;
теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;
психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;
концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.
- 1. История становления дошкольной педагогики
- 2. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
- 3. Методы исследования дошкольной педагогики:
- 4. Система дошкольного образования.
- 6.Современные зарубежные концепции дошкольного воспитания и образования.
- 7. Современные отечественные концепции дошкольного воспитания и образования
- 8.Педагогическая концепция целостного развития дошкольника.
- 9.История создания программы в России
- 10. Современные образовательные программы детского сада.
- Основные программы дошкольного образования
- Дополнительные программы дошкольного образования
- Примерные образовательные программы
- 11. Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника
- 12. Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
- 13. Развитие ребенка как субъекта детской деятельности
- 14. Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
- 15. Режим дня
- (Холодный период) Разновозрастная группа
- (Тёплый период) Разновозрастная группа
- 16.Cовременные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- 17. Умственное воспитание
- 18. Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
- 19.История становления методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- 1.(Косяк) Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе.
- 20. Формы организации обучения дошкольников
- 21. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- 23. Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса доу.
- 24.Организация педагогического процесса в разновозрастной группе.
- 25. Организация целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
- 26. Проектное комплексно-тематическое планирование педагогического процесса в доу.
- 27. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
- 28.Воспитание культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста детей дошкольного возраста.
- 29.Основы методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- 30. Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве.
- 31.Виды детского труда и формы его организации
- 33. Художественно-эстетическое воспитание
- 34.Создание предметно-развивающей среды и интерьера помещений в дошкольном учреждении.
- Компоненты сюжетно-ролевой игры:
- Этапы развития сюжетно-ролевой игры, (по д. Б. Эльконину):
- 38. Педагогические технологии, повышающие эффективность обучения.
- 41. Преемственность в работе детского сада и начальной школы.
- 42. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования и пути их решения
- 44. Личность педагога в контексте истории дошкольной педагогики.
- 45. Педагог как субъект педагогического процесса
- 46. Корпоративная культура взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
- 47. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с культурным пространством города
- 48. Педагогическое консультирование родителей