Введение
«Психология и педагогика» представляет собой одну из базовых общеобразовательных дисциплин, формирующих общие гуманитарные и социально-экономические знания и навыки будущих специалистов потребительской кооперации.
«Психология и педагогика» состоит в освоении студентами знаний о сущности педагогики и психологии, получении навыков изучения методов управления личностью и межличностными отношениями, воздействия на характер и условия психологической и воспитательной среды в сфере социально-управленческой деятельности.
Освоение дисциплины «Психология и педагогика» способствует повышению психолого-педагогической культуры будущих специалистов, формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности.
«Психология и педагогика» представляет собой дисциплину, призванную углубить знания в области психологических, социальных и управленческих процессов, способствующих повышению профессионального уровня специалистов.
В учебном процессе рекомендуется использовать как традиционные, так и активные методы обучения: деловые игры, моделирование ситуаций, тестирование, анкетирование и др.
Данные методические рекомендации предназначена для оказания помощи преподавателям при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу «Психология и педагогика».
Именно на лекционных занятиях студент получает путеводную нить дальнейшего изучения рассматриваемых тем учебного курса. Методика преподавания лекционных занятий позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов, побуждает их размышлять.Лекция является наиболее экономичным по времени способом сообщения значительного объема учебной информации. Индивидуальность лектора и его возможность постоянно совершенствовать содержание благодаря собственным исследованиям, знакомству с новой литературой, научному общению с коллегами делает ее практически незаменимой другими источниками, которые, как правило, «работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Однако преимущественно информационная роль лекции связана с известной пассивностью слушателей, и это обстоятельство требует специальных мер активизации их познавательной деятельности.
Для повышения познавательной активности студентов в лекции используются специальные методические приемы: постановка риторических или требующих реального ответа вопросов; включение элементов беседы; предложение сформулировать те или иные положения или определить понятие; использование средств наглядности и раздаточного материала и др. Еще одним условием успешности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально-окрашенный язык изложения. Существенную роль на лекции играет так называемая «обратная связь», которая выступает средством получения информации о ходе усвоения материала и активности аудитории.
Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме. Семинарское занятие углубляет, расширяет эти знания, подготавливая теоретическую базу для окончательной их отработки, закрепления.
В процессе семинарских занятий студенты овладевают методологией изучаемой отрасли науки, приобретают навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов).
Семинарские занятия развивают научное мышление, речь студентов, позволяют проверить уровень их теоретических знаний, сформировать на их основе практические умения. Работа на семинарских занятиях построена на оперативной обратной связи с осуществлением постоянной коррекции усвоения учебного материала.
Знание различных методов и форм обучения позволяет преподавателю стимулировать активность студентов на занятиях, пробуждает интерес к самостоятельному исследованию и обучению. Умелое использование этих знаний способствует построению рациональной структуры занятия.
В методических рекомендациях указана методика преподавания практических и семинарских занятий по курсу «Психология и педагогика».
Методические рекомендации содержат тематический план, структуру аудиторных занятий с указанием бюджета времени; цели, задачи, рекомендуемую литературу, наглядные пособия, примерную тематику вопросов к зачету и экзамену, список литературы по учебному курсу.
- Психология и педагогика
- Введение
- 2. Примерный тематический план
- Раздел 1. Психология
- Тема 1. 1. Предмет и методы психологии Тема лекции: «Предмет и методы психологии»
- Тема 1. 2. Психика и организм Тема лекции: «Психика и организм»
- Тема семинарского занятия: «Предмет и методы психологии»
- Тема семинарского занятия: «Психика и организм»
- Тема 1. 3. Сознание человека Тема лекции: «Сознание человека»
- Тема 1. 4. Познавательные процессы Тема лекции: «Познавательные процессы»
- Тема семинарского занятия: «Сознание человека»
- Тема семинарского занятия: «Психология познавательных процессов»
- План семинарского занятия
- Тема 1. 5. Психические свойства Тема лекции: «Психические свойства»
- Тема 1. 6. Психология личности Тема лекции: «Психология личности»
- Тема семинарского занятия: «Психические свойства»
- План семинарского занятия
- Тема семинарского занятия: «Психология личности»
- План семинарского занятия
- Тема 1. 7. Межличностные отношения Тема лекции: «Межличностные отношения»
- Классификация групп
- Тема семинарского занятия: «Межличностные отношения»
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2. 1. Основные категории педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность Тема лекции: «Образование как общечеловеческая ценность»
- Тема семинарского занятия: «Основные категории педагогики»
- Тема семинарского занятия: «Образование как общечеловеческая ценность»
- Тема 2.3. Образовательная система россии Тема лекции: «Образовательная система России»
- Тема 2.4. Педагогический процесс, его составляющие Тема лекции: «Педагогический процесс, его составляющие»
- Тема семинарского занятия: «Образовательная система России»
- Тема семинарского занятия: «Педагогический процесс и его составляющие»
- Тема 2.5. Организация учебной деятельности Тема лекции: «Организация учебной деятельности»
- Тема 2.6. Управление педагогическим процессом Тема лекции: «Управление педагогическим процессом»
- Тема семинарского занятия: «Организация учебной деятельности»
- Тема семинарского занятия: «Управление педагогическим процессом»
- 1. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности.
- Задачи воспитания в семье.Воспитательные задачи:
- 1. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности
- Приложения
- Задание 1
- Практические задания Задание 1
- Задание 2
- Диагностика психосоматического типа личности
- Психологический тест: «Уровень мотивации достижения успеха»
- Оценка результата
- Опросник для определения степени развития силы воли
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Тест «Что говорят Вам мимика и жесты?»
- Контрольный тест по разделу 1: «Психология»
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Ситуация 1
- Ситуация 2
- Контрольный тест по разделу 2: «Педагогика»
- Впросы по дисциплине, необходимые для подготовки студентов к зачету