26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения; это материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний. Иными словами, средства обучения – это объекты и процессы, служащие источниками учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
Цель применения ИТ – снижение трудоёмкости использования информационных ресурсов.
Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, аудио и видео информация и др.
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе изучения курса "Технический труд” является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей.
Компьютерные технологии основаны на идеях программированного обучения и включают использование таких современных возможностей компьютера, как гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, микромиры, демонстрации, тестирование. Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах:
• как "проникающая” технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов);
• как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
• как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.
В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности, в разработке и создании проектов. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие возможности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста, инженера, конструктора и пр. в виртуальной форме. В организации исследовательской деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, обладающий огромным информационным потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации во многом зависят от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). И это умение необходимо развивать.
Достижение результатов в обучении как личностных, так и предметных возможно только с применением всех существующих средств подачи и усвоения образовательного материала. В связи с этим в учебном процессе должны применяться и традиционные методы, и современные средства обучения, функционирующие на основе цифровых технологий. Сегодня главная задача образовательной системы состоит в том, чтобы научить личность познавать, заниматься поисковой деятельностью, учиться, сотрудничать с другими во время познавательного процесса. Новый подход к обучению как раз и состоит в создании возможностей для свободного доступа к различным информационным ресурсам, для организации образовательных сетей и сообществ. Поэтому современные средства обучения должны включать в себя традиционные и инновационные технологии. Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий. Инновационные средства – это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий. Преимущества мультимедийных средств обучения Сегодня многие учебные заведения для достижения высокого качества образования используют мультимедийные средства обучения. Проведение уроков с применением современных технологий имеет много преимуществ. Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал, возрастает заинтересованность, желание учиться и познавать. Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, открываются перспективы для реализации его творческих способностей. В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать учащихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств – музыки, анимации, графики. В-четвертых, подача материала происходит динамично, появляются условия для организации работы учащихся в группах, а также самостоятельной деятельности школьника. И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности. В ходе современного процесса обучения применяются такие мультимедийные средства, как электронные учебники, компакт-диски, интерактивные доски, веб-сайты и квесты. Активное использование современных средств обучения – неотъемлемая часть учебного процесса в тех образовательных учреждениях, где работают творческие личности, влюбленные в свою профессию учителя. Ведь грамотное и систематическое применение мультимедийных средств способствует повышению качества и эффективности образования.
- 1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.
- 2. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.
- 4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
- 5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».
- 6. Психофизиологические особенности работоспособности в подростковом возрасте. Охрана труда и здоровья учащихся на уроках технологии.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 8.Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии.
- 9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
- 10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.
- 11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»
- 12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
- 13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
- 14. Урок как ведущая форма изучения технологии. Требования к современному уроку технологии.
- 15. Традиционные и инновационные образовательные технологии образовательной области «Технология»
- 16. Игровые технологии. Деловые игры в преподавании технологии.
- 17. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики.
- 18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
- 19. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.
- 20. Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Управление качеством технологической подготовки.
- 22. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
- 23. Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
- 24. Роль методов проектов в технологическом образовании
- 25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 27. Организация дополнительного образования по технологии
- 28.Изучение вопросов охраны труда в процессе технологической подготовки.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 2. Тб при работе с ножницами.
- 3. Тб при работе на швейной машинке.
- 4. Тб при работе с утюгом.
- 30. Требования техники безопасности в учебных мастерских