Технология достижения целей Критериальная оценка как основа обучения
Последовательная ориентация на диагностичные цели определила своеобразие оценки в технологическое обучении. Поскольку цель описана диагностично, то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки как на эталон. В ходе обучения текущая оценка играет роль обратной связи и подчинена именно достижению цели-эталона (или ее составных частей). Если цель не достигнута, то результаты текущего контроля свидетельствуют лишь о необходимости внести коррективы в ход обучения.
Поэтому текущая оценка является здесь формирующей и, как правило, не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения, которые получает ученик, носят содержательный характер и должны помочь ему скорректировать свою работу. Итоговая оценка (она получила название «суммативной») выражается в баллах. Как текущая, так и итоговая оценка проводится на основе эталонных (критериальных) признаков диагностично поставленной цели и поэтому носит критериальный характер. Соответствующую ориентацию имеет и весь учебный процесс.
В целях формирующей текущей оценки ученикам предлагаются проверочные работы (тесты) по каждому разделу курса. <…> Цель этих работ — оперативная помощь в возникающих у учеников затруднениях.
Один из вариантов таких тестов — ряд вопросов, охватывающих весь материал раздела. Рядом с каждым вопросом дается четыре-пять вариантов ответа для выбора (все варианты могут быть правдоподобны для поверхностного взгляда, но правильным должен быть только один); обычно они обозначаются буквами А, В, С, D, Е. Ответы заносятся в бланк самопроверки. После его заполнения ученик сверяется с ключом к данному тесту и сам отмечает, на какие вопросы он ответил правильно. Вопросы, на которые ему не удались ответить, он прорабатывает самостоятельно (при необходимости — с консультативной помощью учителя), ориентируясь на предоставленные ему возможности выбрать альтернативные учебные материалы (учебные пособия, видеоматериалы, руководства к лабораторным работам).
Образец такого теста приведен в табл. 4. Здесь дается безмашинный вариант теста. Понятно, что тестирование, подача инструкций ученику, а также предъявление материалов для коррекции могут производиться автоматизированным способом — при помощи компьютера.
Затраты усилий на анализ и упорядочение учебные целей оправдываются тем, что охватывают важнейшие моменты работы учителя, пронизывающие весь учебный процесс, — планирование, контроль и оценку. По характеру формулировок конкретизированных целей, в частности, видно, что их можно непосредственно использовать как основу для подготовки контрольных (тестовых)-заданий.
Технологически построенный учебный процесс унаследовал от программированного обучения сквозное использование тестов. Наиболее распространенными формами тестовых заданий являются вопросы, предполагающие либо выборочный ответ (выбор одного из 4-5 вариантов), либо конструируемый ответ (формулируется самим учащимся).
Приведем несколько примеров перехода от формулировки конкретных целей к постановке тестового задания (табл. 5). Одно из существенных достижений педагогической технологии — разработка тестовых фондов — наборов проверочных заданий, охватывающих весь ход обучения. Тесты могут создаваться как вне школы (специальными службами, куда входят группы экспертов), так и внутри нее (группами учителей). Стандартизованный характер тестов, которые могут готовиться заблаговременно, значительно облегчает работу учителя.
Таблица 5
Проверочная работа (бланк ответа)
И м я Д а т а Тест № Отвечая на каждый вопрос, обведите ваш ответ. После самопроверки отметьте те вопросы, на которые вы ответили правильно (поставьте +)
№ п/п | Выбранный вариант ответа | Правильный ответ (+) | Учебные пособия: | |
1. . . … | 2……. | |||
1. 2. 3. | А В С D Е А В С D Е А В С D Е |
| стр. . . стр. . . стр. . . | стр. . . стр. . . стр. . . |
Повторите процедуру с другими целями
Схема 3. Групповая разработка идентифицируемых целей
Таблица 6
- Теория и технологии обучения
- Введение
- Раздел 1. Дидактика как наука об обучении.
- Основные педагогические понятия-категории
- Зачем учителю дидактика (Лернер и.Я. Зачем учителю дидактика // Народное образование. – 1992. - №1. - с. 13-40)
- Раздел 2. Теоретические и методические основы процесса обучения Элементы процесса обучения
- Взаимосвязи элементов процесса обучения и его системообразующий фактор
- Строение, функции и уровни методологического знания
- Основные характеристики и логика педагогического исследования
- 1. Проблема
- 2. Тема
- 3. Актуальность
- 4. Объект и предмет исследования
- 5. Гипотеза и защищаемые положения
- 6. Цель и задача исследования, его логика
- Раздел 3. Сущность целостного процесса обучения Природа и сущность процесса обучения
- Методологические основы задания целей обучения
- Основные направления разработки проблемы целей обучения в педагогике
- Технология постановки целей
- Способы постановки целей
- Таксономии педагогических целей
- Категории учебных целей в когнитивной области
- Категории учебных целей в аффективной области
- Формирование целей-эталонов
- Технология достижения целей Критериальная оценка как основа обучения
- Перевод цели в тестовое задание
- Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике
- Религиозное, нравственное, эмоциональное и социальное воспитание
- Раздел 4. Современное содержание образования Знания, их виды и функции
- Оптимизация учения школьников – потребность времени.
- Основные общеучебные умения и навыки.
- Как формировать умение рационально учиться.
- Умение намечать задачи учебной деятельности.
- Мотивация учения.
- Раздел 5. Урок как основная организационная форма обучения Урок как система
- Триединая цель урока и его конечный результат
- Влияние целевой ориентации учителя на качество урока
- Дидактическая модель урока
- Раздел 6. Педагогическое взаимодействие. Управление процессом обучения Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации
- Мотивационный этап
- Операционально-познавательный этап
- Что такое интерес? Не отказаться ли от этого термина?
- Теория развивающего обучения
- Личностно-ориентированные технологии обучения
- Дистанционные технологии обучения
- Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками
- Содержание
- Раздел I. Дидактика как наука об обучении и учении
- Раздел 2. Теоретические и методологические основы
- Раздел 3. Сущность целостного процесса обучения
- Раздел 4. Современное содержание образования
- Раздел 6. Урок как основная организационная форма обучения
- Раздел 7. Педагогическое взаимодействие. Управление