logo search
дидактика

Классические концепции воспитания

Как только люди попытались осмыслить свое бытие, свой социальный опыт, они начали вести поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. При этом модели или концепции воспитания были самые разные. Их отличие друг от друга было обусловлено как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Еще в древней Греции в двух разных городах в Спарте и Афинах были различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование.

В трудах древнегреческих философов довольно полно рассматриваются вопросы воспитания. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) один из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания, указывал на огромную роль труда в воспитании. В трактате ``Благомыслие отца - лучшее наставление детям'' философ подчеркивал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, причем среда воспитания, пример взрослых играют главную роль.

Сократ (469- 399 гг. до н.э.) считал, что главное - познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. Платон (428-347 гг. до н.э.) впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе в подготовке человека к жизни. Кто проявляет склонность к умственным занятиям, тот должен становиться философом, а кто не имеет этой склонности - воином. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством. Своим уважением и любовью к семейному началу он обозначил одно из важнейших направлений в педагогике. Так, являясь ревностным сторонником семейного воспитания, философ говорил о том, что воспитывать ребенка надо с раннего возраста.

В Древнем Риме Квинтилиан (42-118гг. до н.э.) высказал мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании.

Древнеримский оратор и педагог обозначил возрастные границы необходимого воспитания и обучения ребенка в семье. От рождения до трех лет должен проходить период воспитания, а с трех до семи-восьми лет оно дополняется семенным обучением. Квинтилиан исходил из того, что в это время в основу обучения должны лечь детские впечатления, как самые яркие и глубокие. По его мнению, только родители могут максимально развить природные способности детей.

В эпоху Возрождения шло дальнейшее развитие педагогической мысли. Эразм Роттердамский (1439-1536) выступал против схоластики и догматической религиозности, признавая равенство всех людей независимо от их происхождения. Воспитанию личности он отводил решающую роль в деле преобразования мира. Франсуа Рабле (1483-1553) считал, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества. Мишель Монтень (1538-1592) провозгласил опыт основой человеческого знания. Он считал, что нельзя ребенку внушать готовые истины, все, что ему нужно, достигается его собственным опытом.

Особое значение для развития теории воспитания имели работы Яна Амоса Коменского (1592 -1670) - выдающегося чешского педагога. Он полагал, что человек есть часть природы и подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в мире людей.

Принцип природосообразности полагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе ``Материнская школа''.

По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда ``материнских школ'', где воспитание и обучение детей шло по его методу.

Джон Локк (1632 - 1704) - английский философ, политический мыслитель и педагог. Его педагогические взгляды изложены в трактате "Некоторые мысли о воспитании" (1693). Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, и душа ребенка - это tabula rasa (чистая доска). Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания.

В то же время Локк не отрицал врожденной предрасположенности к тем или иным способностям. Существующие различия между людьми, по мнению Локка, определяются не ими, а различием жизненных условий и воспитания.

В работах Локка впервые четко проведена мысль о первостепенной важности для развития личности ребенка внутрисемейных отношений. Он писал, что с детьми нужно обращаться строго, но не подавлять личность ребенка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, доводов, ласковых слов. Телесные наказания, так же как и излишне мягкое обращение с детьми, потакание их капризам, он считал плохим средством воспитания.

Локк ориентировался на воспитание ``делового человека'', ``джентльмена''. Целью жизни, а следовательно, и воспитания он считал обеспечение ``здорового духа в здоровом теле'' и выделял три взаимнообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование.

Жан Жак Руссо (1712-1778), французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формировании джэентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила природа ребенка. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека.

Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу, причем детей тружеников воспитывать не нужно, они уже воспитаны самой жизнью, надо правильно воспитать детей аристократов, и мир станет иным. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Руссо утверждал, что воспитание получают от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой осуществляется путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми--приучение человека использовать эти способности и органы; воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им в процессе столкновения с вещами.

Естественное воспитание, по Руссо, немыслимо без "свободного воспитания". Первое из естественных прав человека, заявлял он,-- свобода. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами, запросами, отрицал принуждение как метод воспитания. Исходя из этого, Руссо своеобразно определял роль воспитателя, который лишь наводит своего воспитанника на решение вопросов, оказывает на ребенка, главным образом, косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения.

Генрих Песталоцци (1746-1827) ставил перед собой цель: развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он полагал, что необходимо развить все природные силы и способности человека (разносторонне и гармонично). Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, то есть быть природосообразным. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание. Оно начинается с рождения ребенка в семье. Песталоцци различал силы человеческой природы троякого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности.

Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику. Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном пособии ``Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить'', а также в книгах ``Как Гертруда учит своих детей'' и ``Азбука наблюдения''.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему.

В педагогическом процессе Гербарт выделял три части: управление, обучение и нравственное воспитание.

Главная задача управления -- поддержание порядка, обуздание "дикой резвости ребенка". Управление, по мнению Гербарта, еще не воспитание, а создание предпосылок для воспитания. Средства: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание, умение занять детей; дополнительные: авторитет и любовь к ребенку. Гербарт считал допустимыми телесные наказания, но важна не физическая боль, а страх перед ней.

С точки зрения Гербарта, обучение и воспитание нельзя разделять: это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение), основная задача которого - развитие всестороннего интереса.

Нравственное воспитание, с точки зрения Гербарта, воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Необходимо бережно относиться к ребенку, опираться на то хорошее, что есть в его душе.

Гербарт разработал конкретные средства нравственного воспитания, к которым он относил следующее: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать четкие правила поведения, поддерживать в душе воспитанника "спокойствие и ясность", "волновать" душу ребенка одобрением и порицанием, ``увещевать'' воспитанника, указывать и исправлять его промахи.

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866), выдающийся немецкий педагог, определял цель воспитания как общечеловеческое воспитание, для достижения которой следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью - учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью - активность, направленную на служение истине, красоте и добру.

Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952) утверждал, что всякая идея или теория, раз она полезна данному индивиду, рассматривается как ``инструмент действия''.

Он считал, что умственные и физические свойства индивида передаются по наследству, следовательно, в воспитании их не надо выявлять, а затем развивать через учебную программу. Наоборот, надо подчинить учебно-воспитательный процесс интересам и желаниям ребенка. Таким образом, воспитатель и учебный процесс ставятся в прямую зависимость от желаний ребенка; не воспитатель ведет ребенка, а ребенок ведет воспитателя за собой. Такой подход к воспитанию называется педоцентризмом (ребенок в центре внимания).

По мнению Марии Монтессори (1870-1952), первой женщины - доктора медицины Римского университета, ребенок достигает своего высшего развития при условии наибольшей свободы.

В школе, организованной Монтессори, занятия по воспитанию чувств были направлены на развитие органов восприятия. Малыши учились дифференцировать теплую и холодную воду, шероховатую и гладкую поверхность (термическое чувство); вес и давление (барическое чувство); запахи (чувство обоняния); цвета (восприятие цветов); размеры предметов; звуки. Творчество, интерес, занимательность, индивидуальность, самостоятельность, свобода составляли основу системы воспитания Монтессори.

Большое значение семьи в воспитании ребенка отмечали в своих работах отечественные философы, ученые и педагоги. Немаловажную роль при этом играли идеи православия, христианской этики, морали. Еще великий князь Киевской Руси Владимир Мономах (1053-1125) в одном из первых отечественных литературных педагогических памятников - ``Поучении детям'' пишет о воспитании, о качествах достойного человека, хорошего христианина. Главную роль в воспитании он отводил семье, примеру родителей, ссылаясь на своего отца Всеволода, выдвигая его в качестве образца для подражания. В течение многих следующих столетий подобные установки сохраняли свое значение, лишь незначительно изменяясь вместе с развитием общественных отношений. Книга ``Домострой'' стала этапным событием на этом пути, и ее влияние на все стороны быта оставалось ощутимым вплоть до XVIII-XIX вв.

Тема семейного воспитания нашла отражение в произведениях И.И. Бецкого, Е.Н. Водовозовой, Н.А. Добролюбова, П.Ф. Каптерева, Е.И. Конради, А.С. Макаренко, Н.И. Новикова, В.Ф. Одоевского, А.Н. Радищева, А.С. Симонович, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий отечественный педагог, он обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке.

Большая заслуга К.Д. Ушинского в разработке идеи народности воспитания. Реализация принципа народности, по его мнению, предполагала:

- создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей, делом воспитания должен руководить сам народ;

- воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;

- центральное место в формировании человека должен занимать родной язык--``сокровищница духа народа'';

- воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером;

- женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами;

- недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности.

Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия.

Петр Федорович Каптерев (1849-1923) вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего, физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о том, что в воспитании ребенка должны принимать участие оба родителя. ``В высокой степени важно и даже прямо необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. Мужской и женский типы различны по своим физическим и духовным качествам. Участие в воспитании того и другого обеспечивает разносторонность влияний, действующих на дитя''.1 Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одну из центральных задач воспитания он считал воспитание характера и воли.

Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925), основоположника антропософии. Свои идеи Штайнер воплотил в Вальдорфской школе, которую открыл в 1919 г. в Штутгарте и которой руководил до конца своих дней. Необходимым элементом данной концепции является положение, в котором воспитание осуществляется на основе подражания верным образцам поведения взрослых. Игровой материал, используемый в детском саду, направлен на пробуждение творческой фантазии. Чаще всего, это полуфабрикатные игрушки, которые позволяют ребенку при работе с ними самовыражаться.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде. Настоящий, "взрослый" характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, прибыль, себестоимость и т. д., поэтому производительный труд являлся одним из главных системообразующих видов деятельности.

Ядро учения Макаренко -- теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и в связи с другими коллективами, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Его организационно-педагогические находки -- разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание - были привлекательны для воспитанников и позволяли достигать намеченных воспитательных целей.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) (1878-1942) - известнейший в мире педагог, своей жизнью доказавший преданность детям, отправившись с ними на казнь.

Исходный пункт педагогической концепции Корчака - ребенок как личность и его благо. Ребенок-самостоятельная ``отдельность'' и независимая от другой воли личность. Согласно Корчаку, ребенок имеет право даже на смерть. Готовы ли мы сегодня даже профессиональным нашим педагогическим сознанием, сложившимся в русле традиционных авторитарных установок, безоговорочно принять этот принципиальный тезис?

Вопреки принятому представлению, что ребенок лишь будущий человек, а детство -- подготовительный этап взрослой жизни, Корчак решительно утверждает тезис о полноценности ребенка как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей "настоящей" жизни. Он утверждал, что дети такие же, как и взрослые люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Отсюда, подчеркивал он, одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Ребенок есть отличающаяся, но отнюдь не низшая или более слабая психическая организация. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта. Его-то, и накапливает ребенок. Основой психической жизни младенца, подчеркивал Корчак, является стремление к овладению неведомыми стихиями, тайнами окружающего его мира, откуда идет добро и зло. Он сравнивал ребенка с ученым в лаборатории, напрягшим всю свою волю и ум для решения труднейших задач.

Януш Корчак требует полной и решительной ломки существующего отношения к детям, изживания общепринятого пренебрежения ребенком, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бездумной бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государством, в социальной обездоленности детства.

Признание равноценности и самоценности личности ребенка означает, наконец, признание за ним права "быть тем, что он есть", т.е. права на индивидуальность.

Целью воспитания, по Корчаку, является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности "в уважении к добру, к красоте, к свободе", личности, свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинство другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

Во второй половине двадцатого века в нашей стране общепризнанной стала концепция коллективного творческого воспитания, разработанная Игорем Петровичем Ивановым.

Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников - это главная идея его концепции воспитания. Главным средством воспитания и развития ребенка автор определяет деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя. Чем глубже человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается сам как строитель, заботливый труженик, товарищ других людей.

В основе деятельности детей лежат следующие идеи:

-забота об улучшении окружающей жизни (забота о близких и далеких людях, своей школе, селе, городе, самом себе как товарище других людей);

-творчество, т.е. совместный поиск новых, лучших решений, жизненно важных проблем или задач;

-коллективность, т.е. объединение усилий участников деятельности, в которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою значимость в достижении общего результата;

-сотрудничество старших и младших, взрослых и детей.

Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П. Ивановым методике организации коллективной творческой деятельности.

Таким образом представленные классические концепции отражают становление и развитие теории воспитания от древности до наших дней.