logo search
Метод реком

Классификация групп

Признак классификации

Виды групп

Краткая характеристика

Размер группы

Большие

Малые

Большие группы представлены государствами, нациями, партиями, другими социальными общностями, выделяемым по профессиональным, образовательным, возрастным, половым и другим возможным признакам.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Уровень

развития

Высокоразвитые

Слаборазвитые

Высокоразвитая – это группа, отличающаяся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, сплоченностью.

Слаборазвитая – это группа, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Реальность существования

Реальные

Условные

Реальные – действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы(применяют в исследовательских целях).

Степень формализации (принцип создания)

Формальные Неформальные

Формальная – имеет официальную, заданную из вне структуру.

Неформальная – это группа, которая образуется на основе личностных предпочтений.

Характер вхождения индивида в группу

Референтные Нереферентные (индифферентные

Референтная – это группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом. Которой он хотел бы стать.

Нереферентная (индифферентная),это те группы которые безразличны человеку, в которых он не находит для себя ничего интересного ценного.

Одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологии пользуются понятиями:

- позиция – это официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений;

- статус – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в группе (председатель совета, староста и.т.п.) Если говорят, что он имеет высокий статус, то это подразумевает, что студент пользуется признанием и авторитета среди своих товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказать существенное психологическое влияние на остальных членов группы.

- внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы;

- роль – это понятие характеризует положение индивида в группе. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).

От того, как распределяются роли, и каковы статусы от­дельных участников группы, зависит общий психологический климат, настрой и самочувствие отдельных членов группы, в конечном счете, успех совместной деятельности и само суще­ствование группы как таковой.

Во главе группы стоит лидер - органи­затор групповой деятельности, носитель групповых норм. В деятельности авторитарного лидера преобладает личная активность, энергия, подавление инициативы других. При авторитарном лидере групповое единство устанавливается на основе подчинения всех одному. Демо­кратический лидер не столь заметен, он способствует росту активности всех, обеспечивает ее единство на ос­нове взаимного уважения и общего согласия. Либеральный лидер выступает как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его влияния и полномочия незначительны.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывают усвоение групповых норм – принятие в группе правил поведения. Если человек хочет быть членом группы, он должен принимать и соблюдать ее нормы. Когда человек впервые оказывается в новой для себя группе, то ему еще не известны ее нормы, от чего он не знает как себя вести. При этом он оценивает группу и пытается расшифровать ее нормы, т.к. группа принимает тех людей, которые следуют ее нормам и отвергают тех, кто не считается с ними. Успешная профессиональная адаптация делает работу специалиста привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.

Межгрупповое взаимодействие– процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.

Выделяют несколько типов взаимодействия, наиболее распространенным является их деление по результативной направленности:

  1. Кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его пока совпадают их интересы.

  2. Конкуренция – это взаимодействие, характеризующиеся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное) определяет характер межличностных взаимоотношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

- сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребностей обеих сторон;

- противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели, без учета целей партнеров по общению;

- компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

- уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм);

- избегание, уход от контакта, потеря собственных целей для исключения выигрыша другого.

В своем развитии взаимодействие проходит несколько уровней:

- на начальном уровневзаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, с целью обмена информацией и общения, которое может и не получить всестороннего развития. Большую роль во взаимодействии на начальном этапе играет эффект конгруэнции. Конгруэнция – это подтверждение взаимных и ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, созвучность переживаний участников контакта. Предполагает рассогласование в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне;

- на среднем уровнеразвития процесс взаимодействия людей получил названиепродуктивной совместной деятельности. Здесь развивается сотрудничество. Различают три модели организации совместной деятельности:

Вместе с тем, общие устремления людей могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В случае согласия партнеров происходит вовлечение в совместную деятельность, где происходит распределение ролей и функций.

- высшим уровнем взаимодействия выступает эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Для этого необходимо взаимосодействие.

В ходе взаимодействия люди всегда первоначально воспринимают и оценивают друг друга. Социальная перцепция (социальное восприятие) – процесс восприятия и оценки людьми друг друга. Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица, в результате которой у него складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп. В зависимости от этих представлений человек прогнозирует сове поведение в различных ситуациях взаимодействия.

На восприятие людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации. Под социальным стереотипомпонимают устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях, людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Литература по данной теме

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 295 с. – (Высшее образование).

  3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.: ил.

  4. Григорович Л.А.Педагогика и психология: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2001. – 476 с.

  5. Гришина Н.В.Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

  6. Кибанов А.Я.Этика деловых отношений: Учеб./ А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2005. – 366 с.

  7. Психология и этика делового общения: учеб./ под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 416 с.