logo search
недост ответы

Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.

 Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это уг­лубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития лич­ности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их про­филактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка.

Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать:

а)     отсутствие патологии развития;

б)    неблагоприятная социально-педагогическая ситуация раз­ вития;

в)    неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъек­та общения и деятельности;

г)     неразвитость ребенка как субъекта самосознания;

д)    общая средовая адаптация;

е)     педагогическая трудность ребенка.

Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экс­периментально подтвержденных имманентно присущими ей при­знаками и проявлениями.

Методическими критериями комплексной диагностики запу­щенности в детском возрасте могут служить: объективность, пред­упреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций, изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагности­ка целостной индивидуальности, единство изучения ребенка и со­циальной среды, необходимость, достаточность и взаимодополня­емость используемых методов; единство диагностических и про­гностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.

Диагностически значимыми признаками социально-педагоги­ческой запущенности являются:

1)     нарушение образа «Я», выраженное в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

2) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;

3) трудности и неуспешность в учебной деятельности, связан­ные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;

4) неадекватное поведение в социальных ситуациях;

5) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.

Автором книги разработан метод комплексной экспресс-диа­гностики состояния социально-педагогической запущенности де­тей (МЭДОС). В основе метода лежат независимые характеристи­ки ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклоне­ний и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уро­вень этих отклонений.

Этот метод используется одновременно с наблюдением за деть­ми, которое параллельно ведут педагоги, психологи. При этом изу­чаются продукты деятельности ребенка, «история его поведения» (беседы с родителями), медицинская карта.

Преимуществом метода являются нетрудоемкость, возможность на начальном этапе «отграничить» запущенность от сходных с ней состояний.