Понятие о педагогической технологии
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы прошлого века в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью.
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
- Технологии и методики обучения иностранным языкам Часть II
- Содержание
- Тема 1. Российские и международные стандарты по иностранным языкам. Отечественные и зарубежные программы
- Основные задачи модернизации российского образования
- 1. Ключевой тест по английскому языку - Key English Test, ket – кембриджский экзамен первого уровня.
- Требования к программе по иностранным языкам
- Тема 2. Методика преподавания иностранного языка в полиэтнической и поликультурной среде
- Культуроведческие подходы в мировой языковой педагогике
- Социокультурный подход к обучению ия, его основные положения
- Анализ социокультурного компонента в содержании умк по иностранному языку
- Тема 3. Средства обучения иностранным языкам. Учебно-методический комплект
- Классификация средств обучения иностранным языкам
- Программа
- Средства обучения ия (е.Н. Соловова).
- Критерии выбора умк
- Новые умк по иностранным языкам
- Характеристика книги для учителя и учебника
- Анализ учебника иностранного языка
- Тема 4. Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
- Структура урока ия и его организация
- Типология уроков иностранного языка
- Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса
- Подготовка учителя и учащихся к уроку
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Тема 5. Внеурочные технологии обучения школьников в системе филологического образования
- Значение внеклассной работы по иностранному языку
- Принципы организации и планирования внеклассной работы по иностранным языкам
- Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку
- Тема 6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку
- Понятие о педагогической технологии
- Проблемный метод обучения
- Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- Формирование всесторонне развитой личности.
- Разноуровневое обучение
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии обучения иностранным языкам
- Способы организации группы
- Проведение занятий в группе
- Метод «мозгового штурма»
- Методика проведения брейнсторминга (групповой метод порождения идей)
- Проектный метод обучения иностранному языку
- Рейтингово-модульное обучение
- Как рейтинговая система осуществляется на практике?
- Кейс-метод в обучении иностранным языкам
- Процесс работы над кейсом
- Источники создания кейсов
- Проблемы использования кейс - технологий
- Компьютерные технологии
- Информационные технологии
- Способы организации дистанционного обучения
- Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций
- Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций
- Педагогические основания концепции дистанционного обучения
- Игровой метод обучения
- Функции обучающих игр
- Имитационные игры
- Операционные игры
- Исполнение ролей
- Тема 7. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников
- Здоровье школьников как педагогическая проблема
- Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике образовательных технологий
- Признаки индивидуального здоровья
- Культура здорового образа жизни личности
- Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие
- Классификация здоровьесберегающих технологий
- Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий
- Гигиенические требования при организации работы в компьютерном классе
- Тема 8. Автономное / самоуправляемое обучение иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение как одно из перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам
- Из истории автономного/самоуправляемого обучения
- Личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам и концепция автономного/самоуправляемого обучения
- Роль мотивации при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение и взаимодействие учителя с учащимися и учащихся друг с другом
- Организационные формы работы при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Учебные стратегии автономного/самоуправляемого обучения
- Тема 9. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
- Комплекс требований к профессиональной подготовке учителя иностранного языка
- Тема 10. Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях
- Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
- Тема 11. Теоретические и методические основы обучения иностранным языкам в начальной школе
- Цели обучения иностранным языкам в начальной школе
- Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
- Требования к профессиональным умениям учителя начальной школы
- Выбор умк по иностранным языкам для начальной школы
- 1. Структура
- 2. Цели
- 3. Подход к обучению/изучению языка
- 4. Подход к изучению культуры страны изучаемого языка
- Технологии и методики обучения иностранным языкам
- Часть II