logo search
Уч

Глава 6. Социально - педагогическая запущенность у детей и подростков. Девиантное и делинквентное поведение.

Социально-педагогическая запущенность есть состояние лично­сти ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и кон­центрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогической ситуа­цией развития, характеризующейся неадекватной социальной ак­тивностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влия­нием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности, с другой.

Как правило, у такого ребенка вырабатывается объектная со­циальная позиция, которая не способствует развитию субъектных свойств личности. Такой ребенок больше проявляет реактивность, чем активность. Он не овладевает трудной для него ситуацией, а лишь идет у нее на поводу. Он не может справляться как с внеш­ними (негативная обстановка в семье, конфликты в школе, не­справедливое отношение педагога и др.), так и с внутренними обстоятельствами (плохое настроение, лень, отсутствие мотива­ции, интереса и т.д.). Впоследствии социальная позиция ребенка преобразуется в его внутреннюю психологическую позицию.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к соци­альной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъект-ности ребенка в учебно-познавательном процессе.

У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформированности игровой рефлексии. У младших школьников несо­стоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-по­знавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-по­знавательная активность.

Социальный и педагогический аспекты запущенности и взаи­мосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необразованность, невладение знаниями социаль­но-этического характера влияют на уровень социального разви­тия ребенка, его адаптацию в обществе.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе.

Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологи­ческие и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное со­стояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состоя­ния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др.

Внешние и внутренние причины обусловливают возникновение и развитие запущенности, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздей­ствия на ребенка, особенно в раннем детстве, и отсутствия свое­временной профилактической и коррекционной работы.

Ситуация развития запущенного ребенка, как правило, оказы­вается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциу­ма, воспитательно-образовательного процесса и внутренней по­зиции воспитанника, ими обусловливаемой.

Механизм возникновения и развития социально-педагогической за­пущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. Потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, за­тем групп сверстников в детском саду и школе) принимать про­явления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям.

Причем в силу специфики возраста такая позиция сверстников, прежде всего, обусловлена отношением к за­пущенному ребенку взрослых — педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность берет начало в ран­нем детстве, примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности.

Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающих в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности. В связи с этим необходимо рассмотреть такие понятия как девиантное и делинквентное поведение, причины и факторы девиантного поведения детей и подростков.