logo search
КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕ

Заключение

При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью следует избегать очевидной ловушки – сведения коррекционной работы к применению определенного набора методов. Однако простое увеличение количества применяемых техник и методов не спасает положения. Это тот случай, когда количество не переходит в качество. Для того, чтобы совершить такой переход, требуется целостный охват применяемыми приемами работы всех сфер психического развития ребенка, причем таким образом, чтобы развитие этих сфер осуществлялось в единстве и взаимосвязи друг с другом. Это становится возможным, на наш взгляд, лишь в том случае, если специалист действует не случайным образом, попадая пальцем в небо, а опирается в своей работе на основные механизмы психического развития.

Особо следует обратить внимание на то, что в реализации психокоррекционных программ большое значение имеет участие родителей ребенка и педагога. Именно они наибольшее время проводят с ребенком. Основная задача психолога состоит в том, чтобы спроектировать коррекционную программу и донести до родителей и педагога смысл коррекции развития данного конкретного ребенка, а также обучить их необходимым приемам работы с ним. Работа педагога заключается во включении формируемых психологических механизмов в процесс занятий по конкретным видам деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду. Этим также объясняется то, почему в своих рекомендациях мы сделали акцент именно на представлении практики коррекционной работы как единой системы.

Система коррекционной работы проектируется на основе учета механизмов и возрастных норм психического развития детей с легкой интеллектуальной недостаточностью. Она приобретает особую значимость в связи с возможностью предупреждения личностных отклонений третьего порядка, производных от изученных базовых структурных компонентов интеллектуальной недостаточности. В противном случае имеется опасность их накапливания, суммирования и преобразования (в худшую сторону) картины взаимодействия ребенка с окружающим миром. Коррекционная работа строится по деятельностному принципу, базирующемуся на основных закономерностях функционального и онтогенетического развития и на концепции ведущей деятельности. Основной формой коррекционной работы является процесс формирования сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности, в котором “происходят главнейшие изменения в психике ребенка..., развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития”43. Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью, нуждаясь в системе коррекционного воздействия, на данном возрастном этапе является универсальной формой коррекции, обеспечивая широкие возможности формирования различных видов психической деятельности. Целью предложенной системы коррекционного воздействия является формирование компонентов, носящих общий характер и необходимых для осуществления любого вида деятельности, а также специфических для игровой деятельности. Между тем, системообразующим началом коррекционной работы служит не формирование игры как таковой, а выделение различных аспектов механизма интериоризации. Обслуживание данного механизма определяет направления и содержание коррекции. Предложенная система включает занятия, сгруппированные по следующим четырем направлениям: