Философско-педагогические взгляды и деятельность л.Н. Толстого.
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания.
Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.
Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В ЯШ занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой, сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.
Определенного учебного плана, .программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали..
Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.
Нравст-венное воспитание: свобода детской активности, уважение ребёнка и его личности, потест против угнетения детей, уважение к детским недостаткам, приобщение к религиозному началу – что есть нравственно. Физическое воспитание: совершенство-вание физических качеств через народные игры и природу, закаливание организма. Умственное разви-тие: Наблюдательность, самостоятельность, умение мыслить и глубоко чувствовать, развитие творчества, умственное развитие связанное с обучением по книгам.
- Предмет и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины.
- Зарождение воспитания в первобытном обществе.
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе.
- Просвещение и педагогическая мысль в Западной Европе в средневековье (X – XIII вв.).
- Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- Воспитание и педагогическая мысль в Древней Руси до XII века.
- Просветительская деятельность е. Полоцкой, педагогическое наследие к. Туровского.
- Развитие просвещения на белорусских землях после распада Киевской Руси до XVII века (типы школ).
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (ф. Скорина, н. Гусовский, с. Будный).
- Развитие школы в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Педагогические идеи в. Тяпинского, м. Смотрицкого, л. Зизания, к. Лыщинского,
- Просветительская деятельность и педагогические взгляды с. Полоцкого.
- Теоретические основы педагогики я.А. Коменского «Великая дидактика», «Законы хорошо организованной школы».
- Обоснование я.А. Коменским возрастной периодизации, системы школ и классно-урочной системы организации школьного обучения.
- Я.А.Коменский о роли воспитания в формировании личности, о его целях и задачах.
- Педагогическая концепция Дж. Локка.
- Теория свободного и естественного воспитания ж.-ж. Руссо.
- Французские материалисты XVIII в. О воспитании (д. Дидро, а. Гельвеций). Дени Дидро(1713-1784)
- Клод Адриан Гельвеций(1715-1771)
- Просветительские реформы России в первой половине XVIII века. Возникновение государственных светских школ и сословной системы образования.
- Развитие образования в России во второй половине XVIII века.
- Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XVIII веке.
- Педагогическая деятельность и педагогические мысли м. Ломоносова. Открытие Московского университета.
- Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины XVIII века в России (и.И. Бецкой, ф.И. Янкович, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- Педагогическая деятельность и мысль и.Г. Песталоцци.
- Педагогические идеи а. Дистервега.
- Вклад Иоган Фридрих Гербарта в педагогическую науку.
- Становление системы образования России и Беларуси в первой половине XIX века. Просветительские реформы Александра I (Уставы 1804, 1828).
- В.Т. Белинский и а.И. Герцен – основатели русской революционно-демократической педагогики 30 – 40-х гг. Идеал воспитания нового человека.
- Педагогические взгляды и деятельность н.И. Пирогова.
- Философско-педагогические взгляды и деятельность л.Н. Толстого.
- К.Д. Ушинский – основатель русской педагогической науки. Педагогика как наука и искусство.
- К.Д. Ушинский о роли наследственности, среды и воспитания в развитии человека. Идея народности воспитания.
- Белорусское культурно-просветительское возрождение и общественно-педагогическое движение за преобразование школьного дела в Беларуси второй половины XIX – начала XX в.
- Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX в. (п.Ф. Лесгафт, п.Ф. Каптерев, в.П. Вахтеров, к.Н. Вентцель).
- Реформаторская педагогика стран Запада и сша в конце XIX – начала XX веков и ее основные течения.
- Развитие идей реформаторской педагогики (с. Френе, р. Штейнер, м. Монтессори, я. Корчак).
- Педагогические течения начала XX века.
- Перемены в области образования в России 1917 – 1920 годы. (Декреты, Постановления, Декларация о единой трудовой школе).
- Система образования, содержание, методики обучения и воспитания в советской школе в 20-30-е годы.
- А.В. Луначарский, н.К. Крупская как идеологи советской педагогики.
- Педагогические идеи и опыт работы с.Т. Шацкого, п.П. Блонского.
- Педагогические взгляды и деятельность а.С. Макаренко.
- Школа России и Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
- Обновление и развитие школьной системы и характер учебно-воспитательного процесса в послевоенный период (1945-1961гг.).
- Научно-педагогические идеи и концепции в развитии образования в России и Беларуси в 1960-1980 годы.
- Вклад в.А. Сухомлинского в педагогическую теорию и практику.
- Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Система образования и педагогическая мысль в России и в Республике Беларусь в 90-е годы XX века (Ведущие идеи педагогов-новаторов).
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования и воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.