logo search
МПРЛ длинные ответы

37. Работа над пересказом. Подготовка докладов и сообщений учащимися.

Пересказ с элементами анализа. Этот вид пересказа передает содержание текста, включает отдельные цитаты, сохраняется главные художественные особенности и сопровождается необходимым минимум литературных оценок и комментарий. Научный пересказ – промежуточный этап работы между чтением и усвоением текста и анализом текста. Эффективной подготовкой научному пересказу служат следующие задания: 1. продумайте назначение вашего пересказа, как повлияет назначение пересказа на отбор событийного материала, языковых средств и воспроизведение композиции исходного текста, 2. какие события и почему вы перескажите подробно, какие кратко, 3. какие события вы перескажите близко к тексту, а какие свободно, продумайте какие выразительно-лексические средства из исходного текста вы включите в свой рассказ, какие цитаты вы используете в процессе пересказа и почему, 4. продумайте необходимый минимум собственного комментария, помогающего понять сложные места текста. По назначению и способу организации материала доклады условно можно разделить: 1. информативные, 2. исследовательские, 3. проблемно-дискуссионные. Сущность исследовательского доклада заключается в том, что он создается в результате самоанализа учащихся художественного текста. На первый план выходят собственные суждения докладчика, вытекающие из анализа фактического материала, а также со знакомства с литературоведческой, критической и учебной литературой. В проблемно-дискуссионных докладах максимальна самостоятельность учащихся в анализе и оценке произведения. Такой доклад предполагает рассмотреть с разных взглядов на литературное произведение в целом, или на его образы, высказанных критиками и литературоведами, а также обоснование собственного метода. Такие доклады целесообразно заслушивать на уроках углубленного анализа текста, на заключительных занятиях, уроках развития устной речи.