Техника «я-высказывание»
Чтобы освоить технику Я-высказывания, важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в настоящий момент Вашей жизни. Эта задача не проста. Очень часто мы тратим силы и время не на осознавание себя в текущей ситуации, а на анализ наших прошлых поступков и мыслей или на мечты о будущем. В то же время прошлого уже нет, будущее еще не наступило, есть только настоящее и Вы в нем.
Можно выделить три различных типа сознавания.
Осознание мыслей - это размышления, анализ, интерпретации, мнения, суждения и все то, чем набита наша голова.
Чувственное сознавание - это фиксация любой информации, поступающей к нам извне через органы чувств - обоняние, осязание, зрение, слух, вкус.
Телесное сознавание - это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущим от наших мышц, сухожилий, внутренних органов и пр. Потренируемся в этом. Выполните следующее упражнение:
“Чувственное сознавание”
Для выполнения этого упражнения требуется время, хорошо, если кто-то будет зачитывать Вам предлагаемый ниже текст.
Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле Вашего зрения. Какова ее форма, размер, фактура какого она цвета как она освещена как лежат на ней тени…
Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях увиденных Вами фактов. Если Вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи: “Вот это лампа, она стоит на столе, на столе грязно, надо бы убрать...”, то Вы на ложном пути. В самом по себе назывании вещей и анализе ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает Вас к Вашим мыслям и рассуждениям. От Вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий. Теперь закройте глаза. Что Вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от внешних наблюдений, прислушайтесь... Что Вы слышите? Может быть, раньше Вы не слышали их, а теперь осознали, что они есть? А теперь, продолжая сидеть, сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах Вы ощущаете? Запах воздуха... Поднесите к лицу Вашу руку... Знаком ли Вам этот запах? Ощущали ли Вы его раньше?
Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек чего-нибудь вкусного. Почувствовали ли Вы сначала запах, потом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите внимание, какой вкус остается у Вас после того, как Вы проглотили последнюю крошку.
Еще некоторое время посидите неподвижно. Теперь откройте глаза. Проанализируйте свои ощущения. Что Вам было сделать легко, что -- труднее? Что вызывало у Вас раздражение? Какие чувства отсутствуют у Вас, по Вашему мнению? Только когда Вы научитесь сосредотачиваться, на своих ощущениях и чувствах осознавать и называть их, Вы сможете грамотно и без напряжения построить Я-высказывания в самых разных ситуациях.
Я-высказывание включает в себя не только называние чувств, но и указание нате условия и причины, которые вызвали их. Схема “Я-высказывания”, таким образом, такова:
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей
- Глава 2. Практико - ориентированные аспекты социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными детьми
- Глава 3. Исследование деятельности педагога с педагогически запущенными детьми на базе мкоу Козловская оош
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей
- Понятие и сущность педагогической запущенности
- 1.2 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практико-ориентированные аспекты социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными детьми
- 2.1. Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
- 2.2 Технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
- Вывод по второй главе
- Глава 3. Исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми на базе мкоу Козловская оош
- 3.1. Методы и методики исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми
- 3.2. Анализ полученных данных с помощью выбранных методик
- Коррекционная программа для испытуемого №1
- 3.4 Оценка эффективности апробированной программы коррекции педагогической запущенности.
- Выводы по третьей главе
- Заключение
- Список литературы
- Программа организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком (р.В. Овчарова)
- Программа работы школы с педагогически запущенными учащимися (и.А. Невский)
- Раздел 1. Изучение педагогически запущенных школьников
- Раздел 2 .Организацияпедагогическойпомощи
- Раздел 3. Организация медицинской помощи:
- Раздел 4. Организация свободного времени педагогически запущенных школьников:
- Социальный паспорт личности ребенка
- 2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
- 3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
- 4. Положение ребенка в коллективе
- 5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении
- Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей
- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
- Фрейбурская анкета агрессивности
- Техника «я-высказывание»
- 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
- 2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:
- 3. Называние причин:
- Тренинг «я учусь владеть собой»
- Методика «Соломенная башня»
- Методика «Традиция»