logo search
ПЗ 28 часов для 415 группы

I.6. Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития

Для учащихся с задержкой психического развития в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. повсеместно начали открывать специальные (коррекционные) учреждения (классы).

Наибольшее развитие в системе образования получили классы выравнивания для учащихся с ЗПР и классы компенсирующего обучения для детей «группы риска», позднее – специальные (коррекционные) классы VII вида в общеобразовательных учреждениях, дошкольные группы комбинированного (смешанного) вида.

Подходы к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития зафиксированы в различных нормативных актах: приказе № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. (Бюллетень нормативных актов Минпроса СССР. – 1982. – № 3) и приказе № 333 МО РФ от 8 сентября 1992 г. (Вестник образования. – 1992. – № 11), в Примерном положении о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях, в методическом письме МО РФ от 15.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

По Примерному положению в специальные (коррекционные) классы VII вида в общеобразовательных учреждениях принимаются дети с нарушением психологического развития церебрально-органического происхождения.

В дальнейшем речь пойдет преимущественно о ЗПР церебрально-органического генеза.

Для всех детей с задержкой психического развития характерны пониженный уровень готовности к школьному обучению, недостаточный запас знаний об окружающем мире, снижение умственной работоспособности. Под готовностью к школьному обучению мы понимаем в первую очередь определенный уровень сформированности всех психических процессов, позволяющий ребенку полноценно овладевать программным материалом. При ЗПР может быть и достаточная обученность (зона актуального уровня, запас знаний и представлений на данный момент), но всегда обучаемость занижена (зона ближайшего развития, заниженный темп приобретения новых знаний). Они нуждаются в большей помощи, в большем количестве показов способов выполнения заданий. Помощь взрослого используют продуктивно, лучше выполняют задания по аналогии и задания, основанные на существующих знаниях и представлениях.

Обследование психомоторики старших дошкольников с ЗПР, проведенное исследователями в области специальной психологии с помощью тестов Н.И. Озерецкого, дает основание на описание характерных для них особенностей:

- все тестовые задания у детей с ЗПР вызывают определенные трудности;

- задания выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся сверстники;

- движения, в том числе мелкие и тонкие движения пальцев рук, отличаются неловкостью, неточностью, трудностью в воспроизведении, недостаточной координированностью, излишней напряженностью.

Все перечисленные недостатки неблагоприятно сказываются в процессе формирования навыков:

- речевого развития;

- самообслуживания (застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…);

- игровой деятельности (собирать мозаику, выполнение мелких деталей…);

- изобразительной деятельности, письма (проведение простых линий, соединение точек, нарисовать фигуру человека…).

Речевое развитие детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей:

- развитие речи проходит все этапы, но в более медленном темпе: запоздалое появление первых слов и первых фраз, замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур), своеобразное формирование словообразовательной системы языка;

- нарушения артикуляционного аппарата, приводящие к стойким нарушениям звукопроизношения;

- бытовая речь и понимание обращенной речи в пределах повседневной тематики не отличается от нормы.

К школьному возрасту дети переходят на уровень связной речи с фонетико-фонематическими нарушениями и лексико-аграмматизмами. Характерны затруднения в звукобуквенном анализе, в использовании предлогов и наречий. Страдает звуковая сторона речи и содержательная сторона высказывания.

Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении детей чтению и письму. Они допускают ошибки при последовательном выделении звуков, обнаруживают неподготовленность к языковым наблюдениям, не умеют выделить предложение из текста. В результате очень часто пишут каждое предложение с новой строки, точку ставят только в конце диктанта и т.д.

Внимание всех детей с задержкой психического развития, многих детей с трудностями в обучении снижено. Эта особенность отмечается всеми исследователями и практиками школ. Проявления недостаточности внимания и его свойств (избирательность, концентрация, распределение, объем, устойчивость, интенсивность) обнаруживаются уже при наблюдении за восприятием ими окружающего мира. Можно выделить неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия (сходных по форме, звучанию…), пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, одновременное восприятие речеслуховых и эмоционально насыщенных раздражителей).

Недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка, пространственный анализ и синтез, отражения в речи логико-грамматических структур, выражающие пространственные отношения и т.д.

В области памяти у детей с ЗПР особенно страдают те ее виды, которые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное запоминание). Снижены и наиболее элементарные виды памяти.

В начальном звене, как отмечают учителя, дети преимущественно пользуются механическим заучиванием. Механическая память этих детей характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме.

Недоразвитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в той или иной мере отрицательно сказывается на всех последующих этапах умственного развития ребенка.

К началу школьного обучения дети с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности наглядно-действенного мышления. Например, складывание сложных геометрических узоров по образцу, решение геометрических заданий не вызывают особых затруднений, тогда как решение сложных задач (сложить фигуры по образцу из большого числа элементов) уже вызывают существенные затруднения.

Яркими проявлениями особенностей словесно-логического мышления выступают: отсутствие готовности к решению, недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении, неспособность к необходимому интеллектуальному усилию, неумение контролировать себя в ходе выполнения задания, низкий уровень развития основных мыслительных операций. Основные интеллектуальные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция) сформированы недостаточно. Механизмы, обеспечивающие целенаправленность мыслительной деятельности при выполнении задач по аналогии, формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся.

Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется поверхностностью, недостаточной гибкостью, склонностью к шаблонным, стереотипным решениям.

Педагогическое обследование детей с ЗПР 120 школы Советского района г. Уфы показывает, что дети больше нуждаются в стимулирующей, направляющей и организующей помощи педагога. Необходима дозировка задания. Читают медленно, по слогам, без соблюдения пунктуационной интонации, с перестановками, заменами, пропусками букв и слогов. Не понимают отдельных слов и выражений, не устанавливают причинно-следственные связи. Не всегда понимают смысл прочитанного.

К началу поступления в школу не все дети готовы к овладению письмом. Доступны элементарные формы звукового анализа, нет грубых искажений слов. Особые трудности вызывают последовательное выделение гласных и согласных из слов, применение правил правописания. Дети пропускают буквы, иногда слоги.

К 1 классу у детей в основном сформировано понимание числового ряда, порядковый и обратный счет до десяти, соотносят количество предметов с цифрой. Выполняют счетные операции наглядно, с помощью пальцев и счетных палочек.

Программный материал по математике в начальном звене вызывает особые трудности. Не умеют произвести анализ условия задачи в целом, не умеют объяснить правильное решение.

II

Специальная психология Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под редакцией В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с. С. 34-137