logo search
доделать 6

39. Психологические особенности индивидуальной и групповой психолого-педагогической коррекции.

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Индивидуально-психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека (Г.С. Абрамова). Принятие решения о проведении индивидуальной психологической коррекции, путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррекционной работы.

Основные стадии индивидуальной психологической коррекции.

1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие.

2. Исследование проблем клиента.

3. Поиск способов решения проблемы.

4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом.

6. Оценка эффективности проведенной работы.

Выделяют три варианта позиции психолога по отношению к клиенту:

1. Позиция "сверху";( психолог протягивает руку помощи тем, кто в ней нуждается.)

2. Позиция "на равных";( предполагает снятие дистанции.)

3. Позиция "снизу".( позволяет психологу повысить самооценку клиента, апеллировать к его значимости).

Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы. Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента.

В самом общем виде цели групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

Социально-психологический тренинг как средство коррекции. В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.

Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблем.

40 Психологическая диагностика и псих-пед коррекция познав процессов и умств развития.Важность такой диагностики обусловлена тем значением, которое имеет эта психологическая характеристика для самореализации каждого человека, о чем уже было сказано выше, а также той ролью, которую умственное развитие играет в школь­ном возрасте. Для школьника состояние когнитивной сферы являет­ся определяющим в процессах психического развития, так как создает основу учебной деятельности, обеспечивая успешность усвоения научных знаний. Умственное развитие отражается на всех сторонах личности ученика — эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, влияет на формирование характера, самоотношение и отно­шения с окружающими, проявляется в поведении и внешкольных ви­дах деятельности. Тесты интеллекта и умственного развития состоят из заданий, для выполнения которых испытуемый должен владеть теми умственны­ми действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Более того, в тестах умственного развития, разработанных отече­ственными психологами, эти умственные действия следует выпол­нять по отношению к содержанию, взятому из школьных программ. Поэтому их результаты говорят о соответствии умственного разви­тия школьников тем требованиям, которые к ним предъявляет учеб­ная деятельность. Тестирование умственного развития учащихся позволит оценить используемые программы, учебные пособия и ме­тоды обучения с точки зрения степени и особенностей их влияния на эту важнейшую составляющую психического развития. Психологи­ческие исследования показывают такую возможность. Так, с помо­щью тестов были обнаружены факты, согласно которым как в началь­ной, так и в средней школе поверхностно усваиваются понятия из гуманитарных областей знания [2; 71]. На основе этого был сделан вывод о том, что при усвоении соответствующих учебных предметов недостаточно внимания уделяется развитию мышления школьников. Например, в учебниках истории и на уроках истории материал пре­подносится в виде конкретных фактов и уже готовых обобщений-оп­ределений. Основное внимание уделяется изложению событий, опи­санию процессов в ущерб раскрытию их происхождения, внутренних связей, причин и следствий, механизмов изменения, а это приводит к стереотипу описательное™ при ответах, к преобладающему разви­тию эмпирического мышления. Школьников практически не учат са­мостоятельно анализировать научные факты и исторические собы­тия, рассуждать на историческом материале, и это четко выявляется с помощью тестов умственногоразвития.Анализируя результаты этих тестов, можно дать также объективную оценку эффективности работы учителей и школы в целом, так как ос­новная цель обучения заключается в том, чтобы обеспечить условия для полноценного психического развития учащихся. олого-педагогическая коррекция – это обоснованное воздействие педагога на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка, когда воспитатель имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие основывается на теоретических представлениях о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде. Воспитатель пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в ходе диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным ребенком. Другими словами, воспитатель, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:  а) что есть?  б) что должно быть?  в) что надо сделать, чтобы достигнуть положительного результата?    Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризован коррекционный процесс, является понятие психолого-педагогической помощи. Психолого-педагогическая помощь – это система мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности людей с целью стабилизации их психического здоровья и преодоления психологических затруднений.