logo search
Из истории воспитания

Воспитание в античные времена

Воспитание через искусство занимало в педагогике Афин большое место, в то время оно прививало детям культуру красоты и гармонии, доброту и основы нравственности. Всё это актуально и для современной школы.

Школьники нуждаются в твёрдых жизненных ориентирах в любые времена, будущая жизнь человека состоится или не состоится в зависимости от того, как человек понимает добро и зло, права и обязанности, любовь к Родине, способен ли он помочь другим людям, быть ответственным и добрым.

В Древней Греции эта задача решалась средствами искусства, прежде всего литературы и музыки.

Ещё Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».

Программа обучения для юношей в Древней Греции включала в себя помимо музыки, воспитание интеллектуальное и физическое в равной степени. Девушки обучались только литературе и музыке, помимо умению читать и писать. Конечная цель воспитания – человек, прекрасный физически и духовно, исполняющий гражданские обязанности и заслуживающий награды. Но это относилось, конечно, только к свободным гражданам – не будем забывать, что там было много рабов, на которых эти стремления не распространялись.

Даже в Спарте, где огромное значение придавалось суровому физическому воспитанию будущих воинов, разнообразным тренировкам, мальчиков и девочек обучали пению и музыке - «в песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту» (Плутарх).

Музыка и пение в системе воспитания играли очень большую роль – благодаря им развивались интеллектуальные качества, дети готовились к участию в общественной жизни и государственных праздниках, немыслимых без пения и музыки.

Несмотря на то, что все реалии жизни множество раз менялись, требования к образованию стали во многом другими, основные цели воспитания остаются актуальными и в наше время – подготовить ребёнка к достойной жизни в обществе, в котором он живёт.