4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
Парадигма – идеальный, схематически представленный образ педагогической системы, построенной на определенных, внутренне не противоречивых аксиологических и теоретико-методологических основаниях, которым соответствуют и средства ее реализации. Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим.Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении, образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Появление инновационного обучения является важным шагом к изменению сложившейся образовательной парадигмы. Инновационное обучение в самом общем понимании – новый взгляд на возможности методики, на процесс ее формирования, на ученика и учителя во взаимодействии, на урок – основную форму этого взаимодействия. Важно то, что инновационное обучение характеризуется предвосхищением результата познания учеником и обязательным его участием в процессе познания, организованным необычно. Современная образовательная парадигма характеризуется личностным подходом, фундаментальностью образования, творческим началом, профессионализмом, синтезом двух культур (технической и гуманитарной), использованием новейших технологий.
Для инновационного обучения характерны:
- игровые технологии
- проблемное обучение
- технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова
- коммуникативное обучение Е. И. Пассова
Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями давно подтверждена роль труда в формировании и развитии личности. Педагог-публицист Д. И. Писарев считал физический труд учащихся одним из основных педагогических способов решения важнейших образовательно-воспитательных задач. П. П. Блонский подчеркивал, что труд, выступая источником знаний о свойствах различных материалов и средством развития ряда практических умений, играет важную роль в развитии произвольного внимания, мелкой моторики рук. В процессе обретения трудового опыта меняется представление ребенка о продукте, изделии: от назначения и видимых свойств продукта к материалам и способам его производства, и, наконец, к представлению о производственном процессе. Посредством технологического образования происходит развитие всех элементов мышления; психофизиологических свойств и нравственных качеств личности; формирование представления о технологической (технической) картине мира; накопление опыта творческой деятельности; формирование готовности к выполнению различных социальных ролей, к профессиональному самоопределению; технологической культуры и культуры в целом. Кроме влияния, которое уроки технологии оказывают на развитие личности учащегося, они позволяют сменить деятельность после интеллектуального напряжения (математика, русский, физика и т. п.); способствуют социализации (адаптация к жизни в обществе, формирование опыта деятельности в различных социальных ролях); реализуют задачи патриотического воспитания на основе использования элементов национальной культуры и народного творчества; обеспечивают технологическую подготовку (большинство учащихся впоследствии станут работниками производственной и сельскохозяйственной сфер деятельности). Технологическое образование играет важнейшую роль в профессиональной ориентации и самоопределении школьников (М. В. Ретивых, Н. И. Шулеповой, Л. Ю. Мурзагояновой и др.). Цели, которые реализуются в ходе изучения «Технологии», в их совокупности не достигаются ни одной другой составляющей общего образования. Вместе с тем для современного постиндустриального мира, в котором превалируют именно технологии, такая подготовка молодежи жизненно необходима.
- 1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.
- 2. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.
- 4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
- 5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».
- 6. Психофизиологические особенности работоспособности в подростковом возрасте. Охрана труда и здоровья учащихся на уроках технологии.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 8.Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии.
- 9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
- 10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.
- 11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»
- 12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
- 13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
- 14. Урок как ведущая форма изучения технологии. Требования к современному уроку технологии.
- 15. Традиционные и инновационные образовательные технологии образовательной области «Технология»
- 16. Игровые технологии. Деловые игры в преподавании технологии.
- 17. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики.
- 18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
- 19. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.
- 20. Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Управление качеством технологической подготовки.
- 22. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
- 23. Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
- 24. Роль методов проектов в технологическом образовании
- 25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 27. Организация дополнительного образования по технологии
- 28.Изучение вопросов охраны труда в процессе технологической подготовки.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 2. Тб при работе с ножницами.
- 3. Тб при работе на швейной машинке.
- 4. Тб при работе с утюгом.
- 30. Требования техники безопасности в учебных мастерских