25. Доверительные отношения и их стадии.
Назначение психологической техники – определение значимых признаков ситуации, проблем и затруднений участников, целей и средств оперативного работника, других признаков, специфичных для конкретной стадии развития отношений.
Будем различать два случая доверительных отношений в решении оперативно-служебных задач. Во-первых, это установление необходимого уровня взаимопонимания в ситуациях единичного контакта. Например, при получении информации в беседах с работниками обслуживаемой организации, опросах и допросах, при решении воспитательных задач, в профилактических мероприятиях. Одноразовость таких контактов в известной мере упрощает проблему.
Задача установления и развития доверительных отношений для более или менее длительного сотрудничества предполагает установление психологического контакта, но не ограничивается этим условием [1]. Особенности стадий установления и приемы психологического контакта могут учитываться и использоваться и в регуляции длительных отношений с источниками информации.
Л.Б.Филоновым разработана методика взаимодействия при единичном контакте применительно к допросу, воспитательной беседе, получению значимой информации в условиях затрудненного общения [2].
В зависимости от ведущих способов (принципов) воздействия на партнера в методике выделены относительно законченные стадии формирования психологической готовности к сближению участников. Каждой стадии соответствуют определенные барьеры, трудности сближения. В их числе Л. Б. Филонов различает исходные барьеры, затрудняющие начало общения и барьеры в ее развитии. Весь процесс сближения подразделяется на шесть стадий: а) накопление согласий; б) поиск совпадающих интересов; в) принятие принципов и свойств личности; г) выявление свойств личности, опасных для общения; д) индивидуальные воздействия и регуляция поведения; е) выработка общих правил взаимосодействия [3].
Применительно к каждой стадии указываются психологические факторы, признаки развития отношений участников беседы и механизмы, обеспечивающие приспособление участников к изменению ситуации общения.
Психологические механизмы определяются Л. Б. Филоновым как «своеобразные устройства и приспособления в психике человека, которые включаются, чтобы усилить или нейтрализовать какой-либо фактор, либо преобразовать систему» [4].
Данное понятие близко по своему содержанию к нашему «психологические техники», с учетом указания роли принципов поведения, являющихся «руководящими указаниями», концентрацией способов поведения вокруг одного принципа, специфической формулы стадии. Уточним, что в нашем понимании психологические техники работы с людьми могут быть двух видов: социальные рекомендации (указание подходов, принципов и конкретных приемов учета и управления поведением людей), и личные техники, выражающие индивидуальное понимание (видение) проблемной ситуации и принципы (идеи) действования в ней. Психотехнические приемы общения представляют собой научные или практически обоснованные рекомендации конкретной технологии понимания и действования в работе с людьми.
В конкретных ситуациях общения способы реализации психотехнических приемов всегда индивидуально своеобразны. Например, прием положительной оценки высказываний собеседника состоит в необходимости видимой собеседнику реакции согласия на его утверждения. Способы реализации могут быть разными: это и прямое словесное согласие, и выражение лица, понятное собеседнику как высокая оценка услышанного, и жесты типа «Нет слов!» и пр.
Учет индивидуального стиля общения, личности собеседника освобождает сознание профессионала от размышлений о способе реализации приема [5]. Да это и невозможно в живой беседе. Контролируется сознанием в большей или меньшей степени (в зависимости от сложности ситуации и опыта сотрудника) момент принятия решения о необходимости положительной оценки высказывания собеседника, корректируется результат воздействия, но выбор способа поведенческой реакции происходит интуитивно [6].
Учитывая, что развитие оперативным работником доверительных отношений в работе с людьми – специальная задача, стадии ее решения можно определить следующим образом:
Установление психологического контакта.
Определение и формирование поля взаимного доверия.
Урегулирование отношений на основе формального распределения ролей.
Углубление и развитие доверительности и взаимного понимания в процессе совместной деятельности.
Развитие доверительных отношений по стадиям подчиняется общим законам развития взаимоотношений людей, но регулируется оперативным работником. В психологии взаимных отношений указываются их признаки – фильтры доверия, специфические для каждой стадии [7].
На первой стадии, этапе установления психологического контакта, в качестве фильтра, барьера доверительности, который должен преодолеть оперативный работник, выступают оценки лицом – потенциальным источником оперативной информации ситуации контакта как значимой для него и в то же время безопасной; его оценка привлекательности оперативного работника.
На второй стадии значимым является определенный уровень сходства личных установок партнеров. Близость каких-либо отношений к действительности является положительным фактором установления взаимного доверия. Как правило, барьером в доверительности на этой стадии отношений является предубеждение партнера к личности оперативного работника или предмету.
Специфика третьей стадии – преодоление предубеждения партнера к ожидаемому развитию отношений (возможности и меры обязательности будущих контактов).
На четвертой стадии в отличие от предыдущих, уже не отношения сторон определяют возможность совместных действий, а наоборот, характер совместной деятельности регулирует развитие взаимных отношений.
- 1. Делайте все вовремя
- 2. Не болтайте лишнего
- 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы
- 4. Думайте о других, а не только о себе
- 5. Одевайтесь, как положено
- 6. Говорите и пишите хорошим языком
- 4. Развития этических требований в деловой сфере
- 5. Восприятие и понимание в деловом общении
- 6. Технология разрешения конфликтов.
- 1.1 Определение конфликта
- 3.1. Поведение в конфликтах
- 7. Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
- 1 Педагогическое взаимодействие
- 2 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся
- 8 Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные н.А.Березовиным, я.Л.Коломинским.
- 9. Основные варианты взаимоотношений, предложенные а.Ершовым.
- 10. Понятие о личности как высшей системы отношений человека к миру, людям и самому себе.
- 11. Межличностные отношения как межсубъектные связи, отличающиеся избирательностью и динамизмом развития. Функционально - ролевые взаимоотношения и эмоциональные.
- § 2. Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений
- 12. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
- 13. Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
- 14. Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях. Позиция в.Ф.Шаталова по формированию педагогически целесообразных отношениях.
- 15. Я.Л.Коломинский о типах педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие: виды
- 16. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
- 17. Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
- 19. Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- 20. Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях урока.
- 21. Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
- 22. Система авторитарного воспитания и. Ф. Гербарта.
- 1. Открытое авторитарное давление.
- 2. Скрытое давление.
- 4. Самовоспитание.
- 23. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- 24. Понятие о доверии в психологии, педагогике, философии и социологии.
- 25. Доверительные отношения и их стадии.
- 3.2.6. Психотехнические приемы развития доверительных отношений
- 26. Доверие к воспитанникам. Процесс построения доверительных взаимоотношений участников образовательного процесса и их роль в организации построения.
- 27. Различия авторитета роли (авторитет власти и власть авторитета).
- 28. Формирование авторитетных отношений. Этапы становления авторитета.
- 1.3 Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя
- 29. Личностные и характерологические качества, способствующие завоеванию авторитета личности бакалавра.
- 30. Педагогика ненасилия.