logo search
ПЗ 28 часов для 415 группы

I.4. Причины задержки психического развития

Этиология пограничных форм интеллектуальной недостаточности многозначна. Появлению стойко неуспевающих детей по программе начальной школы в начале 70-х годов способствовали новые требования к личности ребенка и подростка (усложненные программы, переход к 3-летнему начальному сроку обучения, прием в школу детей с 6-летнего возраста и т.д.).

В отечественной специальной системе образования (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, B.В. Ковалев, Г.А. Победоносцев, К.С. Лебединская С.С. Мнухин И.А. Юркова, 3.И. Калмыкова, Т. В. Егорова и др.) к причинам задержек относят:

- ранние органические поражения головного мозга;

- тяжелые инфекционные и хронические соматические заболевания (нейроинфекции, эндокринные…);

- черепно-мозговые травмы в ранний период жизни ребенка;

- наследственная предрасположенность;

- хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, асфиксия, недостатки питания, отравления;

- психогенные психотравмирующие ситуации, социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошкольного детского дома), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, неблагоприятное воздействие окружающей среды, а также дефекты органов чувств (слепота, глухота).

Среди них основной причиной являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка.