Тема: Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка.
Цель:
рассмотреть особенности развития самосознания детей в дошкольном возрасте;
рассмотреть особенности становления мотивационной сферы в дошкольном возрасте;
познакомиться с методами диагностики потребностно-мотивационной сферы личности и самооценки детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте.
Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка, «образа – Я».
Развитие мотивационной сферы ребенка.
Основные термины и понятия:
Самосознание, «образ – Я», самооценка, потребность, мотив, мотивация
Методические рекомендации
Решение психологических задач.
1. Изучение самооценки дошкольников с применением следующих методик (см.: «Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника» /Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 1997):
методика «Лесенка»;
проективный тест.
2. Изучите самооценку детей в рисовании. Сравните полученные при этом результаты с самооценкой в системе личных отношений. Есть ли разница? Если да, то чем вы ее объясните?
3. Изучение потребностно-мотивационной сферы дошкольников с использованием следующих методик:
изучение соподчинения мотивов;
изучение борьбы мотивов (Ш.Н Чхартишвили);
изучение достижения цели в условиях помех;
изучение мотивов поведения в ситуации выбора;
изучение действенности общественного и личного мотивов;
изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности;
изучение мотивов взаимодействия со взрослыми.
Задание для самостоятельной работы студентов:
. Заполните таблицу «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»
Ведущая деятельность
| Психические новообразования
| Социальная ситуация развития |
|
|
|
Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006.
- Рабочая программа дисциплины Детская психология
- 05040062 «Психолого-педагогическое образование»
- 1.Цель дисциплины:
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины модуля «Детская психология»
- 5.Содержание учебного материала
- 5.1. Содержание лекционного материала
- Тема 1. Предмет, история и методы детской психологии. (2часа)
- Тема 2. Основные закономерности психического развития ребенка. (2часа)
- Тема 3. Психическое развитие ребенка на разных возрастных этапах. (2часа)
- Тема 4. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте. (2часа)
- Тема 5. Мышление у детей: основные этапы развития.. (2часа)
- Тема 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. (2часа)
- Тема 7. Особенности трудовой и учебной деятельности ребенка. (2часа)
- Тема 8. Условия развития личности ребенка: семья, «детское общество», взрослый. (2часа)
- Тема 9 Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка. «Образ-я». . (2часа)
- Тема 10. Психологическая готовность ребенка к школе. (2часа)
- 5.2.Содержание практических и семинарских занятий Семинарское занятие № 1
- 1. Заполните таблицу «Особенности развития ребенка в период от рождения до 1 года»
- Семинарское занятие № 2
- Тема: Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Заполните таблицу «Особенности развития ребенка в период раннего детства»
- Семинарское занятие №3
- Тема: Развитие ощущений и восприятий ребенка.
- Семинарское занятие №4
- Тема: Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте.
- Семинарское занятие №5
- Тема: Мышление у детей: основные этапы развития.
- Семинарское занятие №6
- Тема: Становление речи и развитие воображения.
- Семинарское занятие №7
- Тема: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Составьте перечень игр по их видам (дидактические, подвижные, игры с правилами, сюжетно-ролевые и др.). Семинарское занятие №8
- Тема: Художественная деятельность ребенка.
- Семинарское занятие №9
- Семинарское занятие №10
- Тема: Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка.
- Семинарское занятие № 11.
- Тема: Эмоциональная сфера личности ребенка.
- Семинарское занятие № 12.
- Тема: Развитие волевой сферы ребенка.
- Тема: Психологическая готовность ребенка к школе.
- Тема: Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка.
- Рекомендуемая литература
- Методические рекомендации
- 2. Моделирование и анализ ситуаций, связанных с правилами для родителей.
- 6.Содержание самостоятельной работы студентов:
- Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам
- 6.2.Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы
- 7. Образовательные технологии
- 7.1.Образовательные технологии при проведении лекций
- 7.2. Образовательные технологии при проведении практических (семинарских) занятий
- Вопросы к зачету по курсу «Детская психология»
- Вопросы для сравнительной характеристики
- 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины