26. Доверие к воспитанникам. Процесс построения доверительных взаимоотношений участников образовательного процесса и их роль в организации построения.
Говоря о позитивном диалогическом взаимодействии нельзя не остановиться на гуманистических отношениях. Сегодня в педагогике актуальными становятся проблемы гуманизации отношений. Гуманизация – это сущность образовательного процесса между учителем и учеником, ключевой момент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса.
В гуманистической теории воспитания в рамках педагогики ненасилия, И.Демакова отмечает, что реализация этих идей возможна при условии, что в качестве главного принципа выдвигается принцип опоры на доверительные отношения к детям как субъектам воспитательного процесса. (49).
Таким образом, механизм доверия в образовательном процессе обеспечивает эффективное общение субъектов, что способствует реализации главной цели данного процесса: приобщение к ценностям другого человека, другого мира, а через них познание и преобразование себя и окружающего.
Говоря о педагогических условиях формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися нельзя не остановиться на развитии перцептивных способностей и умений, определенных особенностях мышления, связанных с умением человека видеть проблемы, развитии вербальных и невербальных средств взаимодействия, формировании социальных установок, определяющих поведение человека как субъекта взаимодействия, развитии коммуникативных умений.
Педагогическая деятельность предполагает наличие аналитических, проективных, прогностических, рефлексивных умений. Аналитические умения проявляются в умениях вычленять условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления диалогового взаимодействия, при этом находить закономерности и способы построения диалогового взаимодействия. Прогностические умения предполагают отбор способов достижения диалогического взаимодействия, развитие системы взаимоотношений, прогнозирование трудностей в установлении взаимоотношений с учителем. Проективные умения установления диалогового взаимодействия учащихся с учителем включают учет своего опыта и личностно-деловых качеств учащихся, планирование совместных творческих дел. Рефлексивные умения заключаются не просто в знании или понимании самого себя, но и выяснение того, насколько другие (учащиеся, учителя, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Также необходимостью реализации учителем диалогового взаимодействия являются внешние умения, т.е. действия, которые можно наблюдать. Прежде всего, мы выделяем развивающие умения, так как они предполагают установление логических и функциональных отношений, способствуют созданию условий для развития индивидуальных особенностей. Организаторские умения неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление взаимоотношений с учащимися, учителями, родителями. При этом создается психологический климат в классе, преодолеваются личностные барьеры, формируются межличностные отношения. Коммуникативные умения заключаются в умениях понимать себя и других, устанавливать психологический контакт, слушать, выстраивать гармоничные межличностные отношения, свободно владеть речью. Коммуникативные умения нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения развиваются у учащихся с адекватной самооценкой, обладающих гибким восприятием.
Следующим педагогическим условием формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися является обогащение когнитивного аспекта взаимодействия учащихся с учителем. Для этого необходимым условием является развитие умений вести диалог или построить монолог. Диалог у учащихся часто превращается в спор, а монолог – в косноязычный лепет. Задача педагога – научить их и тому и другому. Диалог отличается от спора тем, что обязательное условие первого – понять оппонента, так как истина рождается в диалоге, а не в споре. В диалоге каждый участник обязан укреплять аргументацию противной стороны, находить у оппонента сильные стороны. Радость в диалоге возникает от совместного взаимодействия. Следующим немаловажным фактом является умение слушать. При организации образовательного процесса учитель, прежде всего, своим примером должен показывать учащимися свои умения. Умения слушать у педагога выражаются в том, что учитель не должен перебивать учащегося во время ответов, бесед, необходимо дать возможность высказаться и, кроме того, показать ему пример, как надо слушать. Для того, что учащимся уметь вести диалог или монолог необходимо развивать коммуникативные умения учащихся. К коммуникативным умениям мы относим умения ясно, лаконично выражать свои мысли, умения понимать себя и других, устанавливать психологический контакт, слушать, выстраивать межличностные отношения. Также необходимым условием участия учащихся в диалогическом взаимодействии является развитие у учащихся социально-психологической рефлексии, т.е. понимание другого. Референтность, как отношения значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.
Следующим способом формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися является внедрение педагогами технологии групповых дискуссий, которая дает возможность учащимся выбор и отстаивание взглядов, суждений, оценок, идеалов. По оценке педагогов, эта технология обладает рядом особенностей: во-первых, создает сильное поле эмоционального заражения, в которое попадает учащийся, и в котором каждый раз приобретает опыт эмоциональных переживаний, во-вторых, центрирует внимание учащихся на социальном значении происходящего, помогает осмысливать социально-культурную ценность собственной деятельности с более широких позиций «человеческой значимости», в-третьих, реальное взаимодействие учащегося в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важны общение, доверие, дружеские связи, товарищество, чувство «своей группы», где только он и способен ощущать свое «Я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность, в-четвертых, формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты действительности. Технология групповых дискуссий является ориентированной как на личность учащегося, так и на личность педагога.
Немаловажное значение при конструировании доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися имеют и тренинги доверительного общения. Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, развития чувства доверия к участникам тренинга и к себе. Тренинг организуется в непривычной для учащихся обстановке, способствует овладению техникой снятия барьеров, мешающих устанавливать взаимоотношения, позволяет снимать нежелательные стереотипы и решать личностные проблемы участников в ходе диагностики и коррекции личностных качеств и умений. В условиях тренинга происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Участники тренинга становятся более компетентными в сфере общения. Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт, защищенность, доверие со стороны участников тренинга. И, самое главное, тренинг – это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни, в обществе, так как происходит формирование активной социальной позиции участников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих (116,121).
Также мы выделяем способы педагогического воздействия, которые по нашему мнению способствуют конструированию доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися. Таковыми являются убеждение учащихся на основе ясных, четко сформулированных и понятных аргументов; сотворчество, где учитель передает свое эмоциональное состояние, вовлекает учащихся в совместные действия; просьба, демонстрирующая уважение к праву учащегося отказаться от выполнения какого-либо действия, если это противоречит его целям. Эти средства влияния уменьшают напряженность в отношениях, способствуют развитию доверия между участниками общения. Если же педагог в своей практике использует такие неэффективные способы воздействия как, принуждение, деструктивную критику, игнорирование, категорическое требование следовать своему примеру, то это вызывает отрицательные эмоции, недоверие учащихся, нежелание прийти к взаимопониманию, появление в школьной среде «неуправляемых детей», а также эти способы не способствуют гармоническому развитию и комфортному состоянию учащегося.
Формированию доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися способствуют такие качества педагога как, корректность, гибкость, любознательность, чувство юмора, неординарность, доброжелательность, толерантность, мудрость, воспитанность, гуманность, работоспособность, сдержанность, уравновешенность, современность. Психолого-педагогические исследования показывают, что оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора способствуют формированию доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися, но эмоциональная несдержанность педагога, проявляющаяся в разных формах, также препятствует взаимопониманию и принятию друг друга. Не всегда учителя знают, что делать с доверенной им тайной. Если педагог сообщает о ней родителям или другим учащимся, то возникает проблема педагогического такта учителя и потери доверия. Гуманное отношение к человеку подразумевает не только восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какой она есть. Гуманное отношение к учащемуся направлено на укрепление веры учащегося в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.
- 1. Делайте все вовремя
- 2. Не болтайте лишнего
- 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы
- 4. Думайте о других, а не только о себе
- 5. Одевайтесь, как положено
- 6. Говорите и пишите хорошим языком
- 4. Развития этических требований в деловой сфере
- 5. Восприятие и понимание в деловом общении
- 6. Технология разрешения конфликтов.
- 1.1 Определение конфликта
- 3.1. Поведение в конфликтах
- 7. Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
- 1 Педагогическое взаимодействие
- 2 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся
- 8 Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные н.А.Березовиным, я.Л.Коломинским.
- 9. Основные варианты взаимоотношений, предложенные а.Ершовым.
- 10. Понятие о личности как высшей системы отношений человека к миру, людям и самому себе.
- 11. Межличностные отношения как межсубъектные связи, отличающиеся избирательностью и динамизмом развития. Функционально - ролевые взаимоотношения и эмоциональные.
- § 2. Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений
- 12. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
- 13. Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
- 14. Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях. Позиция в.Ф.Шаталова по формированию педагогически целесообразных отношениях.
- 15. Я.Л.Коломинский о типах педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие: виды
- 16. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
- 17. Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
- 19. Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- 20. Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях урока.
- 21. Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
- 22. Система авторитарного воспитания и. Ф. Гербарта.
- 1. Открытое авторитарное давление.
- 2. Скрытое давление.
- 4. Самовоспитание.
- 23. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- 24. Понятие о доверии в психологии, педагогике, философии и социологии.
- 25. Доверительные отношения и их стадии.
- 3.2.6. Психотехнические приемы развития доверительных отношений
- 26. Доверие к воспитанникам. Процесс построения доверительных взаимоотношений участников образовательного процесса и их роль в организации построения.
- 27. Различия авторитета роли (авторитет власти и власть авторитета).
- 28. Формирование авторитетных отношений. Этапы становления авторитета.
- 1.3 Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя
- 29. Личностные и характерологические качества, способствующие завоеванию авторитета личности бакалавра.
- 30. Педагогика ненасилия.