Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах
Согласно современной психологической теории поэтапного формирования умственного действия, построенной П.Я. Гальпериным и его учениками, выделяется несколько этапов процесса усвоения.6
Первый этап – предварительное знакомство с действием, последовательностью и условиями его выполнения, т.е. этап составления ориентировочной основы действия. На этом этапе учащимся показывают, из каких составных частей (операций) состоит действие, как и в каком порядке они выполняются.
На втором этапе формируются, отрабатываются действия в материальном (материализованном) виде. Ученики выполняют действия, но пока во внешней, материализованной форме (запись, заполнение таблиц, схем, работа с карточками и т. п.), при этом подробно развертывается каждая операция, входящая в состав этого действия, а учитель получает возможность осуществить объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.
Третий этап – отработка действия в форме внешней речи, но без опоры на зрительные средства (карточки, схемы и т.п.). Таким образом, действие проходит дальнейшее обобщение, но остается еще полностью осознаваемым и развернутым. На этом этапе учителями используются различные формы словесного выражения действий: устный разбор, словесный отчет о ходе выполнения задания, комментирование, рассказ по таблице, по схеме и т. п. Многие, однако, явно недооценивают значение этого этапа или жалеют время урока, так как ученикам нелегко даются на первых порах словесные проговаривания.
Особенность четвертого и пятого этапов состоит в том, что усваиваемое действие выполняется «про себя», в уме. Сначала действие сохраняет развернутость, осознанность, но потом начинает быстро сокращаться, многие его компоненты перестают осознаваться, возрастает быстрота выполнения действия.
Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах: Книга для учителя/ Сост. И.Я. Галлингер, С.И. Львова. М., 1988. С.8-9.
Львов М.Р.
- Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка
- Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее (полное) общее образование) Значение родного языка в системе школьного образования и воспитания
- Цели обучения русскому языку как родному
- Содержание обучения русскому (родному) языку
- Структура курса русского (родного) языка
- Система методов обучения (дидактический аспект)
- Задачи совершенствования системы методов обучения русскому языку
- Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах
- Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку
- О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы
- Коммуникативная методика в преподавании русского языка
- Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой
- Использование терминов, определений, правил Применение терминов
- Применение определений в школьном курсе русского языка
- Методика изучения правил
- Опрос на уроках русского языка
- «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов
- Как преодолеть «минусы» опорных конспектов
- Задания поискового характера при повторении пройденного
- Организация внеклассной работы по русскому языку в средней школе
- Основные принципы организации внеклассной работы
- Виды и формы внеклассной работы
- Чем заниматься в кружке русского языка?