Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности. Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза, можно выделить закономерности, специфические для данной группы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекционно-педагогической помощи и времени ее начала. Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаше ведет к частичной потере слуха.
Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм. К нарушениям слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.)- Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы: в семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак.
Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.
Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, интенсивностью и продолжительностью звучания.
Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь разную интенсивность звучания. Например, звук:
шелеста листьев составляет 10 дБ;
шепота (около уха) — 25—-30 дБ;
речи средней громкости — 60 — 70 дБ;
громкой музыки по радио — 80 дБ;
шума поезда в метро — 90 дБ;
ударов молотка по листу железа — 100 дБ;
работающего авиационного мотора — 120 дБ.
Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.
При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до SO дБ (Л.В.Нейман).
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М.Боскис). В соответствии с этим и критериями выделяют следующие группы детей.
1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Среди них выделяют следующие подгруппы:
Ранооглохшие. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
Позднооглохшие. Это дети, сохранившие в той или иной речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от pacпада и обучение чтению с губ.
2. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой достаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения:
при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8
при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 — 3 м, разговорная — на расстоянии 4—6
при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее I м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 —4 м;
при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м.
Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых; детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10—11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.
Следующей закономерностью, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.
Кроме того, для всех типов дизонтогенеза характерно замедление процесса формирования понятий, У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои особенности проявления. У данной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быт доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от детей с психическим недоразвитием, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две (по И.М.Соловьеву) характерные закономерности.
Первая из них состоит в том, что из-за поражения объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими ми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными,
Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.
Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми.
Чем благоприятнее условия жизни неслышащего ребенка, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего — в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Кафедра коррекционной психологии и педагогики Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Введение
- Глоссарий
- Глава 1. Общие вопросы специальной психологии.
- Глава 2 психология детей с задержкой психического развития.
- Отграничение психического недоразвития от задержанного развития.
- Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
- Классификация нарушений зрительной функции у детей
- Классификации речевых нарушений
- Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
- 1) Периферического характера:
- 2) Центрального характера:
- Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (дцп). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича
- 1. Наличие параличей и парезов.
- 2. Нарушение мышечного тонуса.
- 3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).
- 6.Несформированность реакций равновесия и координации движений.
- 7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).
- 8. Насильственные движения.
- 9. Защитные рефлексы.
- 11. Позотонические рефлексы.
- Отграничение психического недоразвития от дефицитарного развития.
- Глава 4. Искаженное психическое развитие. Особенности детей с рда.
- Отграничение психического недоразвития от искаженного развития (раннего детского аутизма).
- Отграничение от детской шизофрении
- Глава 5. Психология детей с дисгармоническим складом личности. Типология патологических характеров.
- Отграничение психического недоразвития от дисгармоничного развития (психопатий).
- Отграничение от невропатии
- Глава 6. Социально - педагогическая запущенность у детей и подростков. Девиантное и делинквентное поведение.
- Девиантное и делинквентное поведение детей и подростковю.
- Отграничение психического недоразвития от социальной и педагогической запущенности
- Глава 7. Обшие вопросы психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Предмет и задачи психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. История развития представлений об умственной отсталости.
- § 2. Определение умственной отсталости. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- § 3.Специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 4.Причины интеллектуального недоразвития.
- § 5. Степени интеллектуального недоразвития.
- § 6. Классификации олигофрений г.Е. Сухаревой, м.С. Певзнер.
- Глава 8. Особенности высшей нервной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 9 особенности игровой, учебной и трудовой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 10. Особенности познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Особенности ощущений и восприятия детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 2. Особенности внимания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 3. Особенности памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 11. Особенности мышления детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 12. Особенности речевого развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 13. Особенности личностного развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 14. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Характеристика эмоциональной сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- § 2. Характеристика волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Библиография. Интернет-ресурс
- Содержание.