logo search
Диплом Бизиковой Матрены

1.2. Портрет журналиста

Образованный человек тем и отличается от необразованного,

что продолжает считать своё образование незаконченным7.

К. Симонов

Журналисты, наверно, не менее тщательно, чем преподаватели, вникали в документы об образовании, чтобы вынести на суд читателей своё взвешенное мнение. Не осталось, наверняка, ни одного издания, пропустившего «наболевшую» тему.

Обращу Ваше внимание на февральский номер «Русского репортёра», и именно потому, что в этом номере журналистка Ольга Андреева с коллегами даже процитировали фрагмент проекта стандарта для старшего звена без изменений стилистики и синтаксиса, чтобы читатель сам проник в глубины русского языка через текст этого документа.

«В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы (Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, выполнение обучащимися индивидуального проекта) и выбранные обучающимися учебные проекты, курсы из указанных ниже предметных областей:

*русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);

*иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);

*общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право);

*математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);

*естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);

*курсы по выбору (искусство или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).

Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучается на профильном уровне и три (четыре) – на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться учебным учреждением».

Далее творческие журналисты предлагают представить нам таких старшеклассников Машу и Мишу.

Пишу с некоторыми сокращениями.

«Представьте себе старшеклассницу Машу. Вызывающе розовая блузка, фиолетовая чёлка и маленький рюкзак, где умещаются все учебники, свежий номер Cosmo и арсенал косметики. Маша считает себя гуманитарием. Она берёт в руки текст стандарта, читает, советуется с родителями. Учителями, и выстраивает свою образовательную стратегию:

-продвинутый русский со всякими лингвистическими изысками;

-углублённая литература, на которой можно поговорить о метафоре в поэзии Мандельштама;

-самостоятельное исследование на тему «Образ пустоты в антиутопиях 21 века»;

-профильная история, где Машу кроме учебника заставляют читать первоисточники;

-не менее продвинутый иностранный язык;

-базовая математика вкупе с информатикой;

-курс естествознания, на котором объясняется вся эволюция мира от Большого взрыва;

-что-то творческое, например, рисование тушью или пэчворк;

-ОБЖ, где девушке объясняют на ушко, как правильно предохраняться, что делать во время теракта и почему бесполезно пить антибиотики при гриппе;

-курс «Россия в мире», где рассказывают, что история России тесно переплетена с историей других стран;

-ну, и, наконец, физкультура, где Маша может унять страхи относительно несовершенства своей фигуры, позанимавшись на тренажёре.

Всё сошлось: 4 обязательных предмета, семь по выбору, из них 4 – в углублённом варианте.

Теперь возьмём Петю. Всклокоченные волосы, речь, пересыпанная непонятно-компьютерным. Петя – технарь.

Его список:

-углублённая физика с нанотехнологиями;

-исследовательский проект, в котором фигурируют микросхемы;

-серьёзная биология, с хорошим оборудованием и картой генома лягушки на стене;

-мощная математика, чтобы побеждать на мировой олимпиаде;

-иностранный язык на уровне, чтоб Natur можно было читать также бегло, как Маша свой Cosmo на русском;

-русская словесность – соединение языка с литературой, где на примерах из Толстого и Солженицина объясняют, как устроен текст;

-география, где в общих чертах объясняют устройство мира;

-курс игры на бас-гитаре;

ОБЖ, где учат рукопашному бою и на манекене показывают, как надевать презерватив;

-курс «Россия в мире», благодаря которому Петя узнаёт про партии, выборы, глобальную экономику и причины последнего кризиса;

- и физкультура, на которой можно то играть в баскетбол, то качать трапециевидные мышцы.

Согласитесь, картинка получилась довольно милая. Маша с Петей превращаются в гармоничных личностей. А если какие-нибудь Вася с Олей не определились к 10-му классу, можно составить учебный план, где естественные и гуманитарные науки распределены равномерно… Так почему же этот стандарт вызвал такую бурю негодования8

У нас получился не только портрет журналиста с развитым воображением, со способностью к анализу ситуации, с собственным мнением, но и, благодаря журналисту, получился такой вполне благодушный портрет старшеклассника.

И всё же, если 20 тысяч человек возмущаются проектом реформы, значит что-то здесь не так. В главе «Портрет учителя» вернёмся к проблеме преемственности обучения в школе и в ВУЗе, а пока рассмотрим, каков прорисовывается портрет выпускника начальной школы.

В школах повсеместно идут педсоветы по ознакомлению с нововведениями, и информация размещается на сайтах школ.