logo search
Детская психология

7.2. Образовательные технологии при проведении практических (семинарских) занятий

Тема занятия

Виды применяемых образовательных технологий

Кол-во час

1

Практическое занятие №1

Психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах.

Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами

2

2

Практическое занятие №2

Психическое развитие ребенка в раннем детстве

Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

2

3

Практическое занятие №3.

Развитие ощущений и восприятий ребенка

Семинар в форме диспута*

2*

4

Практическое занятие №4

Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте.

Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

2

5

Практическое занятие № 5

Мышление у детей: основные этапы развития

Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами

2

6

Практическое занятие № 6

Становление речи и развитие воображения.

Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

2

Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию

2

7

Практическое занятие № 7

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами*

2*

8

Практическое занятие №8

Художественная деятельность ребенка

Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами

2

9

Практическое занятие № 9

Условия развития личности ребенка: семья, «детское общество», взрослый.

Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

2

10

Практическое занятие № 10

Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка «Образ-Я».

Семинар в форме диспута*

2*

11

Практическое занятие №11

Эмоциональная сфера личности ребенка.

Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

2

12

Практическое занятие № 12

Развитие волевой сферы ребенка

Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

2

13

Практическое занятие № 13

Развитие способностей и проявление темперамента у детей дошкольного возраста.

Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

2

14

Практическое занятие №14

Психологическая готовность ребенка к школе

Семинар в форме диспута*

2*

15

Практическое занятие № 15

Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка.

Семинар с привлечением специалиста

2

Итого

30

в т.ч. интерактивное обучение*

10

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При прохождении курса предусматривается использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, когда студент может в семестре получить 60 баллов за выполнение аудиторных и домашних заданий, прохождение текущего контрольного тестирования, активное участие в учебном процессе, выполнение творческих заданий и заданий повышенной сложности и творческих проектов и т. п. К зачету допускаются студенты, набравшие не менее 30 баллов в семестре и не имеющие задолженностей. На зачете студент может получить 40 баллов за прохождение промежуточного контрольного теста по курсу. Отлично успевающие студенты при условии получения в семестре 55 баллов и выше могут по решению кафедры освобождаться от зачета с выставлением по дисциплине «зачтено».

Примерная рейтинговая система оценки успеваемости студентов

№ п/п

Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре

Сумма рейтин-говых баллов

I раздел

Контрольный тест по 1-му разделу (30 вопросов из 106)

10

Аудиторная контрольная работа (2 работы)

6

Практическое занятие № 1.

Психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах.

1

Практическое занятие № 2.

Психическое развитие ребенка в раннем детстве

1

Практическое занятие № 3 .

Развитие ощущений и восприятий ребенка

1

Практическое занятие № 4

Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте.

2

Практическое занятие№ 5.

Мышление у детей: основные этапы развития

1

Практическое занятие№ 6.

Становление речи и развитие воображения.

2

Активное участие в семинарских занятиях - (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т. п.)

6

Итого по I-му разделу

30

II раздел

Контрольный тест по 2-му разделу (30 вопросов из 92)

10

Аудиторная контрольная работа (2 работы)

4

Практическое занятие № 7

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

1

Практическое занятие №8

Художественная деятельность ребенка

1

Практическое занятие № 9

Условия развития личности ребенка: семья ,детское общество, взрослый.

1

Практическое занятие № 10

Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка. Образ-Я.

1

Практическое занятие № 11

Эмоциональная сфера личности ребенка.

3

Практическое занятие №1 2

Развитие волевой сферы ребенка.

1

Практическое занятие № 13

Развитие способностей и проявление темперамента у детей дошкольного возраста.

1

Практическое занятие № 14

Психологическая готовность ребенка к школе.

1

Практическое занятие № 15

Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка.

1

Активное участие в семинарских занятиях - (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т. п.)

5

Итого по II-му разделу

30

Всего по двум разделам

60

Присуждение рейтинговых баллов хорошо и отлично успевающим студентам

при выставлении зачета или экзамена за дополнительные достижения

1

Написание и защита реферата

5

2

Доклад на научной конференции на неделе науки

10

3

Получение призового места на олимпиадах, конкурсах, выставках и т.п.

15

4

Выполнение дополнительных творческих заданий и заданий повышенной сложности

5

5

Публикации по содержанию дисциплины

5

Итого за дополнительные достижения по дисциплине

20-40

Всего за семестр по дисциплине

100 б

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости по темам1,2,3,

(Примеры)

  1. Детство человека в истории развития общества:

а) остается вечным неизменным явлением;

б) продолжительность детства возрастает;

в) продолжительность детства определяется временем созревания морфофизиологических структур организма;

г) продолжительность детства определяется социо-культурными условиями.

  1. Биогенетический закон стал основой теории психического развития ребенка:

а) в психоанализе;

б) в теории рекапитуляции;

в) в бихевиоризме;

г) в теории Л.С. Выготского.

  1. Эгоцентрическая речь ребенка, по мнению Ж. Пиаже, это:

а) речь, выполняющая функцию общения;

б) речь, выражающая особенности познавательной позиции ребенка;

в) переходная форма от внешней коммуникативной речи к внутренней;

г) речь, выражающая аффективное состояние ребенка.

  1. В концепции развития личности Э. Эриксона главное ядерное образование – это:

а) самость;

б) идентичность;

в) «я» социальное;

г) архетипы.

  1. Новизна подхода Л.С. Выготского к кризисам развития состоит в том, что:

а) он впервые выделил и описал кризисы 3 и 7 лет;

б) показал позитивное психологическое значение кризисов;

в) ввел новорожденность в периодизацию, как критический период в психическом развитии ребенка;

г) главные изменения, происходящие во время кризиса – внутренние.

  1. «Зона ближайшего развития» - это:

а) расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых;

б) уровень потенциального развития ребенка, определяемый его врожденными способностями;

в) уровень развития, достигаемый ребенком путем подражания;

г) уровень, который еще не достигнут ребенком, но составляет ближайшую перспективу развития, обусловленную динамикой созревания морфофизиологических структур.

  1. Периодизация Д.Б. Эльконина:

а) включает эпохи, периоды и фазы развития;

б) включает пренатальное, перинатальное и постнатальное развитие;

в) включает эпохи, периоды и кризисы между ними;

г) исключает период пренатального развития, включая зрелые возрасты.

  1. Дефицит общения оказывает следующее влияние на развитие ребенка:

а) наблюдается отставание и задержка психического развития и развитие речи;

б) не оказывает существенного влияния;

в) наблюдается отставание в речевом развитии, при этом остальные стороны психического развития не страдают;

г) ребенок становится сверхактивным, стремясь привлечь внимание взрослого.

9. Мышление ребенка раннего возраста:

а) принципиально не отличается от мышления высших приматов;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное;

г) словесно-логическое.

10. Сюжетно-ролевая игра ребенка – это:

а) бегство из мира реальности, попытка уйти от давления «мира взрослых» в мир фантазии и воображения;

б) продукт и проявление созревающей способности воображения;

в) иллюзорная реализация нереализуемых тенденций;

г) самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

10. Понятие «чувство взрослости» было введено:

а) Л.С. Выготским;

б) Э. Эриксоном;

в) Л.И. Божович;

г) Д.Б. Элькониным.

11. В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:

а) предметно-манипулятивная;

б) интимно-личностная;

в) учебная;

г) учебно-профессиональная.

12. Понятие «психологический возраст» было введено в психологию развития:

а) А.Н. Леонтьевым;

б) Э. Эриксоном;

в) Л.С. Выготским;

г) В. Штерном.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости по темам 4,5,6,

(Примеры)

1. Яркое интенсивное переживание является обязательным условием для:

а) режиссерской игре;

б) образно-ролевой игры;

в) сюжетно-ролевой игры;

г) развернутой сюжетно-ролевой игры.

2. Упрямство, строптивость, своеволие — это проявления кризиса:

а) 1 года;

б) 3 лет;

в) 7 лет;

г) подросткового возраста.

3. Окончание детства в человеческом обществе определяется:

а) физиологическим созреванием организма;

б) завершением человеком своего образования;

в) приобретением индивидом способности выполнять функции члена общества;

г) достижением зрелости «Я».

4. Утверждение «каждый человек в ходе своего индивидуального пси­хического развития необходимо повторяет все стадии развития челове­ческого общества» принадлежит...

а) биогенетическому подходу к психическому развитию;

б) социогенетическому подходу к психическому развитию;

в) концепции конвергенции двух факторов;

г) психогенетическому подходу.

. 5. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации дет­ства:

а) новообразования, ведущий тип деятельности;

б) новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;

в) динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуа­ция развития;

г) новообразования, социальная ситуация развития.

6. Представление о психическом развитии, происходящем путем при­способления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, при­надлежит...

а) 3. Фрейду.

б) Ж. Пиаже.

в) Э. Эриксону.

г) Л.С. Выготскому.

7. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для...

а) биогенетических концепций психического развития;

б) социогенетических концепций психического развития;

в) концепции конвергенции двух факторов;

г) психогенетических концепций.

8. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которого развиваются другие виды деятельности, называется:

а) основной;

б) ориентировочной;

в) ведущей;

г) исполнительной.

9. Наибольшим развивающим эффектом для ребенка раннего возраста обладают...

а) неоформленные предметы для игры, допускающие фантазирование;

б) настоящие или уменьшенные взрослые предметы-орудия;

в) компьютерные игры;

г) игрушки.

10. Речь в раннем детстве характеризуется...

а) преобладанием активной речи по сравнению с пассивной;

б) развитием автономной речи;

в) усвоением грамматического строя языка;

г) опережающим развитием артикуляции по сравнению с фонемати­ческим слухом.

11. Период раннего детства — сензитивный период для...

а) усвоения многих моральных норм;

б) развития творческого мышления;

в) развития произвольности;

г) развития речи.

12. Одним из основных механизмов психического развития ребенка после трех лет становится...

а) подражание;

б) идентификация;

в) оперантное научение;

г) формирование условного рефлекса.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости по темам7 ,8,9,10.

(Примеры)

  1. Структура детства в истории развития общества изменяется:

а) за счет «надстраивания» новых периодов детства;

б) структура детства остается неизменной;

в) детство меняет свою структуру путем «вклинивания» новых периодов;

г) каждый новый этап исторического развития общества приводит к полному изменению структуры детства.

  1. В теории З. Фрейда одним из основных положений психического развития ребенка является:

а) для формирования структуры «Сверх – Я» важную роль играют обучение и воспитание;

б) развитие ребенка полностью определяется наследственностью;

в) на основе разрушения Эдипова комплекса формируется структура «Сверх – Я»;

г) Эдипов комплекс впервые возникает на латентной стадии развития.

  1. Операционная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает развитие интеллекта как последовательную смену периодов:

а) дооперационального – конкретно-операционального – формально-логического мышления;

б) аутического — эгоцентрического ― конкретно-операционального мышления;

в) сенсомоторного ― дооперационального — конкретно-операционального — формально-логического мышления;

г) сенсомоторного ― эгоцентрического ― формально-логического мышления.

  1. Критериями периодизации психического развития ребенка, по мнению Л.С. Выготского, должны стать:

а) возрастные новообразования;

б) социальная ситуация развития и кризисы;

в) развитие мышления и речи;

г) процесс интеграции и адаптации.

  1. В концепции Л.С. Выготского соотношение обучения и развития таково:

а) обучение не влияет на развитие;

б) обучение полностью определяет развитие, процессы обучения и развития тождественны;

в) обучение «ведет за собой развитие»;

г) обучение и развитие два независимых процесса.

  1. Специфика психического развития в онтогенезе человека в отличие от онтогенеза животных состоит:

а) в том, что важным фактором психического развития человека наряду с природной средой является социальная среда;

б) животные наследуют свои видовые свойства, а человек – нет;

в) принципиальных различий в законах онтогенетического развития человека и животных нет;

г) развитие человека осуществляется под действием общественно-исторических законов, а развитие животных под действием биологических законов.

  1. Период новорожденности это:

а) литический стабильный период в развитии ребенка;

б) период, когда единственной формой реагирования ребенка являются безусловные рефлексы;

в) период, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение со взрослым;

г) критический период, обусловленный принципиальным изменением типа жизни.

  1. Ведущей деятельностью раннего возраста является:

а) эмоциональное общение со взрослым;

б) сюжетно-ролевая игра;

в) ролевая игра;

г) предметно-манипулятивная деятельность.

  1. Кризис 3 лет это:

а) кризис выделения своего «Я»;

б) установление более глубоких отношений со взрослыми;

в) упрямство, негативизм, своеволие являются симптомами неблагополучия отношений ребенка с его социальным окружением;

г) никак не проявляется в дальнейшем психическом развитии ребенка после его завершения.

  1. Основным психологическим содержанием учебной деятельностью является:

а) усвоение знаний, умений, навыков;

б) систематизация усвоенных ребенком ранее «житейских понятий»;

в) развитие учебно-познавательных мотивов и интересов;

г) поворот человека на самого себя.

  1. Представления Лоренса Кольберга были о становлении:

а) нравственного поведения;

б) нравственного сознания;

в) морально-нравственного воспитания;

г) морального сознания.

  1. Д.Б. Эльконин отмечал, что дети «играют рядом, а не вместе»:

а) в 2-3 года;

б) в 3-4 лет;

в) в 3-5 лет;

г) в 4-6 лет.

  1. Расположите по восходящей развитие речи младенца:

а) гуление;

б) простые звуки;

в) гукание;

г) лепет.

  1. Признаки ведущей деятельности выделил:

а) Д.Н. Фельдштейн;

б) Л.С Выготский;

в) А.Н Леонтьев;

г) Д.Б. Эльконин.

16. Продолжительность детства зависит от..:

а) скорости биологического созревания;

б) социально-экономического статуса семьи;

в) уровня полученного им образования;

г) уровня развития общества, в котором человек живет

17. Анимизмом называют...

а) веру ребенка в волшебство и волшебников;

б) приписывание психическим явлениям статуса материальных;

в) наделение физических объектов и событий психологическими свойствами;

г)чрезмерное оживление ребенка в игре.

18. Эгоцентризмом, по Ж. Пиаже, называют...

а) разрыв между моральным сознанием ребенка и его реальным поведением;

б) неспособность ребенка встать на объективную точку зрения;

в) пристрастность детских суждений «мое все хорошее»;

г) формирование эгоистических черт характера.

19. Социальная ситуация развития — это...

а) взрослые, влияющие на развитие ребенка;

б) внешняя среда;

в) родители ребенка;

г) отношения между ребенком и окружающей его действительностью.

20. Умственное развитие – это:

а) изменения количественного и качественного характера, происходящие в умственной деятельности в связи с изменениями возраста и обогащением опыта человека, совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека;

б) совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности, в связи с возрастом и опытом человека;

в) совокупность изменений, происходящих в умственной деятельности, в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека;

г) уровень знаний человека.

21. Временный диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:

а) сензитивным;

б) кризисным;

в) сенсорным;

г) сенсибильным.

22. Возрастной кризис относится к процессам:

а) аномальным;

б) нормативным;

в) асоциальным;

г) алогичным.

23. Процесс накопления опыта личностью путем переноса внешних элементов предметной деятельности и общения во внутренний план называется:

а) воспитанием;

б) экстериоризацией;

в) интериоризацией;

г) научением.

24. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:

а) от рождения до 2 лет;

б) от 2 до 7 лет;

в) от 7 до 11 лет;

г) от 11 до 15 лет.

25. Согласно психосексуальной концепции развития З. Фрейда для возраста от 4 до 5 лет характерна стадия:

а) анальная;

б) фаллическая;

в) латентная;

г) генитальная.