logo search
ответы петр

1.Сущность понятий «организация», «организация социокультурного процесса», «управление», «руководство».

Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности. С одной стороны организация это часть социокульт менеджмента, а с другой в полне сомостоятельная деятельность. ОРГАНИЗАЦИЯ – обязательное условие успешного проведение большинства социокультурных мероприятий, потому что плохая организация сводит на нет любое творческое начинание.

Слово организация употребляется в нескольких значениях наиболее распространенными из которых являются два: Организация как учреждение, объединение и организация как деятельность (процесс). В методики преподовании по СК направлениям принято употреблять это слово во втором значении (т.е. организация как процесс). Когда же реч идет об организации в первом значении пользуется терминами учреждения объединения.

Т.О. организация СКД – это система действий субъектов социокультурного процесса направленных на дстижения опрпеделенного позитивного результата, но это не только система действий но и протекающего времени процесс. Обычно организация охватывает все стадии подготовки и проведения СК мероприятия. Действие организационного фактора прекращаются с окончанием мероприятия и с достижением поставленной задачи .

В ходе организации решаются самые разнообразные задачи или функциональные действия к примеру:

- основания или учреждения социокультурного объединения (клубы по интересам, детские и подростковые коллективы и т.д.)

- подготовка и проведения социокультурного мероприятия (праздник, смотр, конкурс, встровка)

- упорядочинее или наладка СК процесса ( учебнотворческий процесс в коллективе художественной самодеятельности)

- вовлчение в тот или иной вид СКД представителей различный социально днмографических групп населения

Исходя их специфики СКД (добровольный характер, опрора на инициативу и интересы различных ргупп населения) управление в этой сфере осуществляется в своеобразной форме и носит косвенный характер, а это значит что на передний план выходит организация. Можно даже говорить о едином организационно управленчиском процессе, управление – это взгляд на проблему с верху, организация это взгляд на проблему из нутри, основная задача управления (руководителя) – поставить задачу запустить механизм реализации и контралирывать ход работы. Так называемый «вид сверху» заключается в том что бы определить в общем плане пути реализации выявить кадровый материальный и финансовый ресурсы.

Задача организатора непосредственно учавствовать в осуществлении поставленной задачи. В отличии от руководителя организатор является ответственным за непосредственное исполнение поручение. Речь в данном случае идет об управлении персоналом. В учреждениях культуры где как и в любом учреждении деятельность осуществляется в основном на основе дерективных методов. Выполняет управленческие функции, не зависимо от того в какой степени организатор наделен полномочиями, он обязатльно должен взять на себя роль лидера в том случае когда для выполнения поручения достаточно усилий самого организатора, он выступает не как организатор а как исполнитель .

Но бывают случаи когда требуется организовать деятельность только одного человека, в таком случае организатор выступает уже как руководитель, посколько достигает результатов при помощи другого, умение добиваться результата «чужими руками» сближает характер деятельности организатора и управленца.

Характер организационного процесса напрямую вытекает из особенностей СКД, предпологающей самодеятельность и активность личности. Т.О. при организации СКД просматривается явная тенденция перехода субъект-объектных отношений в субъект-судъектные.

Требования предъявляемые менеджеру:

1. компетентность – необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учится на своих ошибках.

2. достоинства и ответственность включая пунктуальность.

3. чувство нового и умение рисковать. Это качество должно сочетаться с умение планировать и смотреть вперед.

4. чувствительность и подвижность. Руководитель должен иметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.

5. высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшем образом.

Роли менеджера.

- администратор (наблюдать за исполнением)

- плановик (разрабатывать методы с помощью которых другие достигают цели)

- в какой то степени политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)

- эксперт (к нему обращаются как к лицу обладающему достоверной информацией

- представитель группы во внешней среде

- регулятор отношений в нутрии группы

- источник идей информации, поощрения, наказания

- судья и миротворец

- диктатор

- отец или мать

- козел отпущения

Существует три классических стиля руководства, еще в 1930-е годы, были выделены 3 основных стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях, поэтому важным качествам руководителя, является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости от обстановки.

Социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых выступают федеральные, региональные (субъекты федерации) и районные органы управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.

Структура государственного управления культурой, в целом, мало в чем изменяется на протяжении многих десятилетий. Остаются все те же федеральные органы управления культурой в лице Министерства культуры, региональные— в лице комитетов по культуре и искусству, Областных управлений культуры, на уровне районов – это муниципальные - отделы, управления культуры. Руководит министерством генеральный менеджер (министр), нанятый на государственную службу Правительством РФ.

Его непосредственными сподвижниками являются: два первых заместителя, статс-секретарь, в ранге заместителя министра, четыре заместителя министра, шесть советников министра и помощник министра. В структуру Министерства культуры входят департаменты:

— государственного регулирования и развития кинематографии;

— государственной поддержки искусств и развития народного;

— по сохранению культурных ценностей;

— науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры;

— экономической и инвестиционной политики, отделы финансирования программ, инвестиций, внебюджетных источников, труда и заработной платы;

— управление делами с отделом делопроизводства;

— управление бухгалтерского учета и ревизий;

— отдел библиотек;

— отдел кадров и наград;

— отдел музеев;

— отдел (инспекция) охраны недвижимых памятников истории и культуры;

— хозяйственный отдел;

— юридический отдел.

Под патронажем Министерства культуры работают организации федерального ведения:

— Международный культурный центр фестивалей и конкурсов;

— Государственный театрально-гастрольный и фестивальный центр;

— Республиканская инспекция по контролю за безопасной эксплуатацией аттракционов и охране труда;

— Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр";

— Российское государственное театральное агентство;

— Российская государственная концертная компания "Содружество ";

— библиотека;

— художественный салон при международном художественном фонде.

Деятельность Министерства культуры РФ, Министерств культуры республик, комитетов по культуре краев и областей, управлений, отделов культуры районов дополняется руководством со стороны законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые вырабатывают правовую базу и определяют стратегию социокультурной деятельности.

6. Характеристика учреждений системы социального обслуживания

различных категорий населения.

Основная система соц. Обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложено в ряде законов пр-р «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995).

Основное место среди учреждений соц обслуживания занимают учреждения системы министерства здравоохранения и социального развития РФ.

- уч-я соц обслуживания семьи

- уч-я соц обслуживания престарелых и инвалидов

- уч-я соц помощи на дому

- служба срочной соц помощи

- территориальные соц центры

Среди этих учреждений значимым на первом месте являются территориальные соц центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д. Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

7. 7) В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Профсоюзная сеть претерпевает кардинальные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать Дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.

В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы – это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.

Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства.

Изучение практики работы данных объединений, опыта взаимодействия государственных, профсоюзных и общественных структур является важнейшим условием функционирования деятельности учреждений культуры.

Все более заметную роль в культурной жизни играет Российский творческий союз работников культуры.

Анализ ценностных ориентаций, программ деятельности учреждений культуры, наличие контактов между ними и государственными структурами позволят компетентнее оценивать состояние культуры и существенным образом повлиять на ее развитие.

В последнее время активизировалась деятельность культурных объединений, создающихся при общественных фондах. Проводимые ими акции, нередко имеющие международный характер, создают широкий общественный резонанс. При этом фонды, ассоциации вкладывают значительные средства для финансирования отдельных культурных программ.

Особое значение в условиях обострения межнациональных противоречий имеет деятельность национально-культурных центров. Многие из них считают культурную деятельность своей главной задачей.

Об объединениях, фондах, союзах, ассоциациях в области культуры, действующих на территории Российской Федерации, и данные о неформальных объединениях представлены в виде справок-визиток с краткой информацией об их деятельности в различных справочниках, подготовленных государственной ассоциацией «Россия» и выходящих в издательстве «Культура».

1. Клубные учреждения

Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей.

Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие – в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

Несмотря на то, что на селе идет процесс деколлективизации, приватизации, разгосударствления, здесь сохранились в основном клубные учреждения. Это районный Дом культуры, сельский Дом культуры, сельский клуб.

Районный Дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно-досуговой деятельности среди населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района.

Районный Дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: из местного бюджета и из заработанных финансовых средств через спецсчет.

Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, учреждениях, учебных заведениях пока еще действуют преимущественно профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. По своей подчиненности они подразделяются на три группы: клубы, дома и дворцы культуры, обслуживающие работающих одного предприятия, учреждения или учебного заведения и находящиеся в непосредственном подчинении ФЗМК.

Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.

2. Парки культуры и отдыха

Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.

Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.

В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме.

На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.

Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.

Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки

Это широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями.

По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности.

Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские.

Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам.

Районная библиотека находится в ведении отдела культуры. У нее есть отдел выдачи книг на дом (абонемент), читальный зал с подсобным книжным фондом, передвижной фонд и детское отделение (при отсутствии самостоятельной детской библиотеки). Наряду с обслуживанием литературой населения, местных учреждений и организаций, проведением широкой массовой работы районная библиотека помогает отделу культуры в руководстве библиотечными учреждениями, в координации их деятельности, составлении единых межведомственных планов библиотечного обслуживания населения с целью доведения книги до каждой семьи. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу, занятия для работников и общественного актива библиотек района.

Областная (краевая) библиотека – хранилище произведений печати, научно-методический и библиографический центр. Ее типовую структуру составляют отделы: обслуживания (с секторами абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента), научно-методический и библиографический, фондов и каталогов (с секторами комплектования и книгохранения), спецхранения, административно-хозяйственный.

Важнейшей задачей областной (краевой) библиотеки является разработка теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля за их работой.

Новый вид составляют хозрасчетные библиотеки, получившие в последние годы широкое развитие. Они создаются в местах, где нет поблизости государственных библиотек. Открываются такие библиотеки при наличии небольшого количества книг. Открытие платной библиотеки оформляется соответствующими документами.

К специальным библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения.

4. Музеи

Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.

Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью.

Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи.

Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

5. Кинотеатры

Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр – учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение – зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат.

Кинотеатры располагают портативной кинопроекционной установкой в основном для демонстрации узкопленочных (16 мм) кинофильмов.

Кинотеатры проводят широкую культурно-досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д.

В последнее время на базе кинотеатров стали организовываться киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости.

6. Центры досуга

Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. Официальные документы не дают достаточно полного представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о залах игровых автоматов и аттракционных комплексах на электронной основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом культурной среды обслуживания населения, вписаться в её структуру.

Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.

Студентам следует не только теоретически усвоить назначение, специфику работы центров досуга, но и приобрести необходимый практический опыт для работы в этом новом образовании.

Теоретическое образование и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции досуга, принципы организации которого во все большей степени ориентируются на удовлетворение разнообразных потребностей различных слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют более узкие задачи по организации досуга, центры предназначаются для многопрофильного обслуживания населения.

Перед центрами досуга ставится задача как можно более широко предоставлять населению высококачественные платные услуги – в том числе культурно-оздоровительного плана, которые пользуются наибольшим спросом и популярностью у самых разных слоев населения.

Согласно временному положению центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие.

Чтобы выполнить эти функции, центр досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием.

В основу организации центров досуга положено три принципа: коллективного самоуправления, полной самоокупаемости и индивидуального членства. Население участвует в создании центра досуга, а затем принимает участие в его работе на основе широкой самостоятельности и индивидуального членства.

В настоящее время примером функционирующего центра досуга является Волгоградский, который создан в здании речного вокзала. Основной идеей его создателей была компьютеризация досуговой деятельности. Центр досуга располагает огромным количеством компьютеров, предназначенных для отдыха, развлечений, обучения иностранным языкам. Технологию пользования ими объясняют на консультациях операторы. Этот центр досуга был создан решением исполкома Облсовета в 1986 году, а в 1988 году на его базе был проведен Всесоюзный семинар-практикум работников органов и учреждений культуры по вопросам создания и организации деятельности центров досуга, расширения в них хозрасчетных начал.

Сейчас идет интенсивный поиск создания архитектурных проектов центров досуга.

Центр досуга действует на основе устава, утвержденного вышестоящим органом, а управление осуществляет директор на основе единоначалия. Директор назначается и освобождается от должности вышестоящим органом, он организует всю работу центра и несет ответственность за его деятельность.

Обязанности художественного руководителя, главного инженера, главного художника, главного механика устанавливаются директором. Художественно-технический совет выполняет роль совещательного органа.

7. Культурные комплексы

Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждений культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения. На селе этому способствует консолидация учреждений культуры, сведение их в пределах того или иного региона в комплекс. Для села это особенно важно, ибо взятые в отдельности, в отрыве друг от друга действующие там учреждения культуры по своим возможностям выглядят пока что весьма ограниченными. Но объединенные в определенную систему, построенную на основе постоянного и всестороннего взаимодействия, они могут обрести новое качество и немалые возможности для улучшения своей работы.

Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи. При такой организации дела, координации руководства учреждениями культуры достигается значительное укрепление материальной базы культурного обслуживания населения и заметно повышаются качественные и количественные показатели всей культурно-досуговой деятельности.

В Татарстане были значительно расширены рамки районного культурного комплекса: все местные учреждения, имеющие отношение к культурному обслуживанию, использовали государственные учреждения в качестве опорных. В состав Бавлинского районного культурного комплекса, к примеру, вошли РДК, профсоюзный дом культуры, районные библиотеки (для взрослых и детей), кинотеатр, детская школа искусств, художественно-оформительская мастерская, книжные магазины книготорга и районо, автоклуб, парк культуры и отдыха, парикмахерская, салон одежды.

При всем многообразии социально-экономических условий и состояния сети органы культуры неизменно фиксировали, что во всех случаях, когда периферийные учреждения культуры объединялись, происходило значительное улучшение обслуживания населения как в центрах хозяйства, так и на производственных участках, возрастали количественные и качественные показатели культурно-досуговой деятельности, укреплялась материальная база, поднимался престиж кадров, расширялся общественный актив.

8. Культурно-спортивные комплексы

Формирование гармонической личности во многом зависит от взаимодействия всех социальных институтов, участвующих в этом процессе: семьи, школы, трудового коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, учреждений культуры, спорта, отдыха, творческих союзов.

Осуществить такое взаимодействие можно лишь при умелой интеграции всех государственных и общественных организаций, причастных к культурно-досуговой деятельности.

Совершенствование управления в сфере досуга должно идти, как нам представляется, по линии совершенствования организационной структуры учреждений культуры, механизма экономического стимулирования.

Создание культурно-спортивных комплексов имело несколько параллельно развивающихся и действующих направлений: культуры, которая включала сеть театров, концертных залов, кинотеатров, парков, клубов, музеев и т.п.; физкультуры и спорта – сеть стадионов, спортзалов, футбольных полей, спортивных площадок, плавательных бассейнов и т.п.; отдыха – сеть учреждений отдыха и туризма, площадок, детских клубов и кружков по месту жительства, различных добровольных обществ типа охотников и рыболовов, любителей книги и т.д.

Каждое направление реализуется по присущим ему видам культурного обслуживания населения.

Создание культурно-спортивного комплекса – это новый подход к культурному обслуживанию населения, который позволяет обеспечивать, с одной стороны, единство структур входящих в него учреждений культуры и спорта, а с другой – интеграцию всех видов управления сферой досуга.

Предприятия бытового обслуживания организуют на базе КСК различные кружки: рукоделия, кулинарии, моделирования и пошива одежды, ремонта бытовой техники и т.п., расширяют формы совместной с учреждениями культуры работы по обслуживанию малых населенных пунктов, полевых станов, отдаленных участков и ферм, изучают вместе с работниками КСК спрос населения на различные виды товаров и услуг и оказывают посильное влияние на формирование разумных потребностей.

Организованная таким образом целенаправленная деятельность учреждений культуры, спорта и других организаций, объединенных в культурно-спортивный комплекс, позволяет избежать одностороннего увлечения отдельными культурно-досуговыми программами, обеспечить взаимосвязанное развитие всех направлений досуговой деятельности для реализации комплексного, системного подхода к процессу организации досуга.

Оптимальное сочетание отраслевого и территориального принципов может быть достигнуто тогда, когда учреждения, входящие в КСК, подчиняются единому директору и отчитываются перед своими вышестоящими организациями за всю содержательную и финансово-хозяйственную деятельность, когда КСК имеет статус юридического лица.

9. Молодежные центры досуга и кафе

Современная организация рационального использования досуга привела к созданию молодежных центров досуга и кафе.

Появление новых типов учреждений культуры находится в неразрывной связи с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность. Так появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую культурно-досуговую деятельность в специфических условиях.

Молодежные центры досуга функционируют по принципу центров досуга.

Механизм образования денежных средств молодежного центра досуга, расходуемых на оплату труда его работников, идентичен формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование.

Доход молодежного центра досуга образуется за счет выручки от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах, рассчитанных в соответствии с методическими рекомендациями по расчету цен на платные услуги и другими соответствующими ценами. Доход молодежного центра досуга является источником производственного и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно.

Следует отметить, что имеется несколько вариантов нормативов распределения дохода, в которых учитываются практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности молодежных центров дохода.

Недостаток собственных оборотных средств может компенсироваться хозрасчетным доходом, а их пополнение осуществляется за счет собственных ресурсов.

Сейчас в Российской Федерации меняются правовые основы деятельности предприятий и учреждений. Молодежный центр досуга имеет право продавать, передавать, обменивать технические средства, оборудование, различные материальные ценности, инструменты, списывать их с баланса, если они морально устарели, сдавать в аренду или использовать для взаимовыгодного обмена, а также передавать в бесплатное пользование сооружения, оборудование, помещения, мастерские и так далее.

Доход от реализации имущества направляется в фонд развития, а убытки, которые могут быть при передаче, продаже или списании имущества, покрываются за счет соответствующих отчислений из фондов молодежного центра досуга.

В молодежном кафе может осуществляться культурно-досуговая деятельность.

Администрация молодежного кафе обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации отдыха молодежи. Прежде всего речь идет об оснащении кафе удобной мебелью, необходимым оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечении культинвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительной работы.

Вся культурно-досуговая деятельность в молодежном кафе проводится на принципе самоокупаемости.

Смета расходов на проведение культурно-досуговых программ в молодежном кафе рассматривается и утверждается в соответствии с Положением о любительском объединении, клубе по интересам.