logo search
specifika_raboty_socialnogo_pedagoga_s_pedagogicheski_zapushchennymi_detmi

Введение

Актуальность темы. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии). Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности.

В направлении изучения педагогической запущенности проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими.

Цель исследования: исследование педагогической запущенности детей; разработка и апробация программы коррекции педагогической запущенности детей.

Объект исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.

Предмет исследования: педагогически запущенные дети как феномен деятельности социального педагога.

Гипотеза исследования:деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня педагогической запущенности детей.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие и сущность педагогической запущенности в различных источниках;

  2. проанализировать подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты;

  3. рассмотреть деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми;

  4. изучить технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми;

  5. разработать и внедрить программу для социальных педагогов по организации работы с педагогически запущенными детьми;

  6. провести мониторинг опытно-экспериментальной работы.

Теоретическими основами исследования - психологическая концепция педагогической запущенности С.А. Беличевой, концепция педагогической запущенности Р.В. Овчаровой,

Методы исследования:

Теоретические: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: беседы с подростками, родителями, педагогами, наблюдение, выявление, диагностика, стандартные и адаптированные методики и тесты, метод количественного и качественного анализа полученных данных на основе методов, обобщение результатов.

Методики исследования: Социальный паспорт личности ребенка, комплексная эксперт-диагностика педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), Фрейбурская анкета агрессивности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов по проблеме педагогической запущенности у детей: рассмотрены подходы к изучению педагогической запущенности, изучены причины возникновения педагогической запущенности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать программу коррекции педагогической запущенности для социальных педагогов общеобразовательных школ.

На защиту выносится положение:

комплексная программа работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.

База практического исследования: МКОУ Козловская ООШ, Руднянский район, Волгоградская область.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по ним, заключения, списка литературы, приложений.