logo search
Диплом Бизиковой Матрены

Введение

Образование – это то,

что большинство получает,

многие передают

и лишь немногие имеют1.

К. Краус

Уважаемые слушатели, ответьте, пожалуйста, себе мысленно на вопрос, кем Вы считаете себя, обыкновенным человеком или суперчеловеком? И что Вас такими сделало в большей степени: семья? Система образования? Гены? Я и себе задаю такие вопросы.

По определению большого толкового словаря, приставка супер обозначает высшее качество, повышенное, усиленное действие; сверх. Суперартиллерия, супергигант, супермодный, суперсовременный, суперэффективный2.

И если мы произносим суперчеловек, значит подразумеваем высокий уровень его развития, адаптации, ведержки, таланта и т. д.

Вероятнее всего, чтобы стать суперчеловеком, нужно получить суперобразование. Мы проверим эту гипотезу.

В связи с выбранной темой дипломной работы мы назовём суперчеловеком того, кто готов и может в условиях постоянно меняющегося времени и всё возрастающего потока информации получить образование и применить его, стать успешным в профессии, семье, в жизни. Это, видимо, не просто, если столько людей продолжает хотеть улучшить свою жизнь.

В современной лексике есть слово суперчеловек, сверхчеловек, но часто ли вам удавалось слышать слово суперобразование или сверхобразование? Суперобразование для суперчеловека…

У меня нет пока ответа на мой же вопрос о себе как о суперчеловеке. Надеюсь, в дипломной работе удастся продвинуться вперёд.

Цель работы – провести поиск ответа на вопрос, при решении каких проблем российского образования возможно создание условий для успешной самореализации в жизни конкурентноспособных членов общества.

Через тему дипломной работы: «Проблемы российского образования в отражении современных СМИ» мы намерены проследить тенденции изменения в системе образования, связанные с изменением человека в обществе и самого общества. Среди публикаций в СМИ о российском образовании мы остановимся лишь на тех, которые:

а) отражают проблемы российского общества через образование,

б) опубликованы в России,

в) имеют период публикаций – 21 век,

г) применяют язык – русский.

Мы рассматриваем в работе образование как в узком смысле (преподавание в учебных образовательных учреждениях), так и в широком (образование, получаемое непрерывно человеком с рождения до смерти, в среде, где он пребывает).

Предмет исследования – проблемы отечественного образования.

В рассматриваемом случае объектом исследования являются тексты и видеосюжеты СМИ как базовая составляющая информации о проблемах образования России. Как участники образовательного процесса изменяют общество, и как общество изменяет портрет образования и его участников – вопросы данной работы.

Планируемые задачи исследования и методы:

-Реформы призваны улучшить систему образования, тем самым улучшить жизнь. Пробуем составить портрет героя реформы образования. Используем и эмпирические и теоретические методы: наблюдения, описание эксперимента, анализ, обобщение. (2011 год);

-Реформа данной системы образования или создание новой системы образования? Изучаем самые нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего. Используем теоретический метод системного анализа, обобщение.(2011-2014гг.)

-Разные страны - схожие проблемы в образовании? Используем теоретический метод критического анализа. Прослеживаем по материалам российской прессы, какие проблемы из признанных в мире, приоритетны в СМИ РФ. (2011-2014гг.)

-Школа будущего неизбежно изменится. Используемый метод - изучение эффективности продукта творческой образовательной деятельности разных стран, эксперименты в области образования. Пробуем отыскать модели школы будущего и понять предназначение образования в будущем. (2011-2014гг.)

Какие новые подходы мы используем?

  1. Новые оценки ранее проведенных исследований, а именно: статьи журналистов СМИ в данной работе оцениваются не только по содержанию как материал о проблемах образования (то, что журналисты и хотели сказать сами), но и как источник информации для создания некоего обобщённого портрета современного человека и его образовательной среды;

  2. Предмет исследования (проблемы образования) исследуются в психолого-социологическом аспекте: Часто в найденных нами интернет-источниках встречается изучение проблем образования например, с исторической точки зрения («Реформы образования в России»), с точки зрения социологии («Социальный портрет современного российского студента»)3, финансово-экономическом…и др., но мы делаем попытку анализировать проблемы индивида через проблемы общества, проблемы общества через проблемы индивида…

  3. Считаем, что подтверждение или опровержение теоретической идеи о единстве проблем образования и общества посредством материалов СМИ является оригинальным исследованием;

  4. Сопоставление материалов по проблемам образования местных краевых источников СМИ (городских, областных, районных) с российскими в сравнительном анализе также, считаем, придает новизну данной работе.

Нет ни одного человека, которого так или иначе не касались бы вопросы образования. Значит, тема актуальна для каждого человека, живущего в обществе, уже сама по себе. Современный человек должен соответствовать современному миру, но человеку сегодня трудно выдерживать темп жизни. Школа уже не может дать такой багаж знаний, которого хватило бы на всю жизнь.И если человек не приспосабливается к меняющимся условиям, он начинает болеть. Прокрастинацию и перфекционизм называют болезнями современности. Что это такое?

Прокрастинация. Даже тот, кто ни разу не слышал этого термина, хоть раз, но сталкивался с его смыслом. Речь идет о постоянном откладывании дел на потом, что приводит к конфликтам и проблемам. Но прокрастинация — это скорее симптом, чем болезнь. За хроническим «я сделаю это завтра» стоят страх неуспеха, боязнь оценки, сложность выбора и другие самые главные проблемы человека XXI века.

Один из родственников прокрастинации - перфекционизм.

«Часто перфекционисты просто отказываются от деятельности потому, что боятся сделать что-то недостаточно идеально.

Перфекционисты постоянно сравнивают себя с другими и чувствуют, что все еще недотягивают до некоей «планки соответствия». Эти люди предъявляют к себе слишком высокие, почти нечеловеческие требования.

«Перфекционизм - это не индивидуальная абсурдная склонность, а болезнь культуры нашего времени, особенностью которой является чрезмерная ценность успеха.

Но портрет современного человека - это всё же не портрет больного» 4.

Мы попытаемся «написать» портрет современного человека в «рамках» современного образования глазами СМИ. И каждый сможет, глядя на этот портрет, задуматься, насколько и как он может изменить образование и жизнь к лучшему! Действия каждого - успех общий.

Обоснование хода исследования.

Чтобы понять, как выглядит ситуация в российском образовании в период внедрения реформ, попробуем сначала создать портреты участников реформы образования, используя материалы СМИ, и через них выйти на оценку проблем образования в РФ. Для большей объективности героями мы будем считать и блогеров, и журналистов, и учеников начальной школы, и учителей, и реформаторов. Точкой отсчёта возьмём 2011 год – год, когда началось активное обсуждение реформы об образовании. Это было время и моего старта в разработке темы образования. А результатом было выступление на НПК университета.

Чтобы понять, насколько проблемы в образовании РФ типичны также для мирового сообщества, попробуем подняться на теоретический уровень, познакомиться с аналитикой по данной теме за рубежом и определить, российские проблемы – только российские, или же есть «братья» по проблемам. Мы исследуем самые нестандартные теории для обнаружения и решения стандартных проблем в образовании.

Найдя общее видение проблем образования, мы в практической части сможем отследить по материалам российских СМИ, в том числе краевых, какие из общих проблем чаще обсуждаются в СМИ и предлагаются ли пути решения проблем.

Далее можно будет проявить творческую фантазию и представить школу ближайшего будущего, в котором выявленных проблем станет меньше. Но пока не будем предполагать, какие проблемы появятся…

Для реализации исследовательских задач использовались как газетные статьи, так и журнальные, а также обрабатывались интернет-видеоматериалы. Предпочтение при выборке материалов отдавалось таким изданиям, в которых был представлен материал с ярко выраженной гражданской позицией, самобытностью и неповторимым почерком, интересным изложением и попытками глобально осмыслить описываемые явления. К таким изданиям можно отнести многие статьи журнала «Русский репортёр». Например,

- «Школа для всех» про гражданскую позицию директора школы Евгения Ямбурга;

- «Блог школьного всезнайки» про питерского школьника, пытающегося изменить систему образования;

- «Новая школа без доски и без тоски» об экспериментах финских дизайнеров;

- «Школа завтра не нужна» о прогнозах изменений в образовании через 20 лет и др.

Местные издания представлены газетой «Восточно-Сибирская правда», интернет телевидением «weacom.tv»,журналом «Педагогический имидж» ИРО, «Иркутской торговой газетой» и другими.