logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

5.8. Представления

Представления – наглядные образы предметов или явлении (событий), возникающие на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятии) пу­ тем его воспроизведения в памяти (представления памяти) или новые образы, созданные в результате преобразования, перекомбинирования представлений памяти и их элементов (представления воображения). Представления памяти различаются по модальности (зрительные, слуховые, осязательные, обоня­ тельные и др.), по их содержанию (пространственные, математические, музы­ кальные и т. д.) и степени обобщенности (частные, общие, схематические, ти­ пические). Отмечаются большие индивидуальные яркости, устойчивости и точности представлений. Их роль в деятельности разных людей тоже неодина­ кова.

Ограниченность возможностей зрительного восприятия при нарушенном зрении неизбежно отражается и на зрительных представлениях: круг нагляд­ ных образов памяти у слабовидящих детей резко сужен вследствие редуциро­ вания зрительных образов восприятия. Нарушение возможности воспринимать явления и предметы внешнего мира визуально, дистантно делает недоступным для восприятия слабовидящих целый ряд объектов. Правда, в процессе обуче­ ния это частично может быть компенсировано использованием моделей, маке­ тов, рисунков и т. п. (А. Г. Лит-вак, 1972).

Представления слабовидящих отличаются от наглядных образов памяти зрячих качественно: они фрагментарны, схематичны, уровень обобщенности ниже. Эти особенности зависят от состояния зрительного анализатора и таких факторов, как знания, опыт, характер деятельности, условия воспитания и обу­ чения, влияющих на представления слабовидящих в той же мере, как это име­ ет место в формировании образов памяти у детей с нормальным зрением.

Представления о форме, размерах, цвете предметов, растений, животных у детей с нарушениями зрения зачастую неточны, неправильны, недостаточно полны. Наибольшие трудности в формировании и сохранении представлений наблюдались у слабовидящих младших школьников, имеющих остроту зрения 0,05–02 (Т. Н. Головина, 1954).

Неточные и неполные отображения предметов и объектов окружающей действительности приводят к снижению уровня обобщенности представлений, выделению в образе несущественных признаков.

В ряде случаев у слабовидящих детей в результате нарушения соотноше­ ния чувственного и понятийного в образе отмечался вер-бализм представле­ ний, т.е. недостаточность их наглядного содержания (А. И. Зотов, 1970; В. А. Феоктистова, 1968; Г. Милаев, 1970).

У детей с нарушениями зрения и нормально видящих сущность процесса формирования представлений одинакова: у тех и Других отмечаются три фазы формирования представлений, которые различаются уровнем дифференциро­ ванности и соотношения чувственного и понятийного. Вместе с тем сохран­ ность представлений у слабовидящих детей значительно ограничена и ослаб­ лена. При нарушении зрительных функций частично недоступен для дистантно­ го зрительного восприятия целый ряд объек-тов, поэтому представления об этих предметах фрагментарны, схематичны. Следовательно, нарушение функ­ ций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность