logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения

Проблема психологических особенностей детей с глубокими нарушениям зрения (слепотой и слабовидением) с позиции сложного дефекта разработана недостаточно.

При изучении особенностей протекания психических процессов у слепых и слабовидящих и их сверстников, имеющих кроме нарушений зрения умствен­ ную отсталость, отмечалось снижение результативности познавательной дея­ тельности и активности детей этой последней категории, своеобразие развития этих сторон психической деятельности, хотя их качественная характеристика или не раскрывалась, или только упоминалась. Так, А. И. Зотов и А. Ф. Самой­ лов (1976) отмечают, что низкий уровень развития и овладения конкретным мышлением умственно отсталых слепых и слабовидящих школьников тормозит развитие произвольности, ин-теллектуальной активности, самостоятельности и целенаправленности учебной деятельности. М. Б. Лейнус (1976) говорил лишь о возможности слабовидящих детей-олигофренов развиваться, отмечая, что ход их психического развития подчиняется общим психологическим закономер­ ностям.

Умственно отсталые слепые и слабовидящие в основном изучались ти­ флопедагогами и тифлопсихологами (А. И. Зотов, М. И. Земцова, Л. И. Захаро­ ва, Н. Б. Лурье, А. Ф. Самойлов, А. В. Политова, И. М. Романова, И. В. Молча­ новская), в связи с чем своеобразие их развития сравнивалось с особенностя­ ми развития слепых и слабовидящих, имеющих нормальный интеллект.

Исследований этой категории детей со сложным дефектом, проведенных олигофренопедагогами и олигофренопсихологами, мы не нашли.

То, что изучение слепых и слабовидящих умственно отсталых детей прово­ дилось специалистами в области тифлопсихологии и тифлопедагогами, связа­ но прежде всего с тем фактом, что основой их обучения является код Брайля, рельефно-графические дидактические пособия, рассчитанные на осязательное восприятие, использование увеличенного шрифта для слабовидящих, а также с тем обстоятельством, что классы, в которых они обучаются, находятся при школах слепых или слабовидящих.

Изучение зрительного восприятия умственно отсталых слабовидящих де­ тей показывает, что скорость восприятия слабовидящих олигофренов зависит от сложности предъявляемых тест-объектов (Л. И. Захарова, 1971). Так, предъ­ явление им отдельных букв, а также их сочетаний из 2–4 букв и слов, состоя­ щих из 4–7 букв, выявило значительное различие в скорости восприятия по сравнению со слабовидящими детьми с нормальным интеллектом. При этом у той и другой группы детей наблюдалось одинаковое увеличение времени вос­ приятия сочетаний отдельных букв по мере увеличения их количества, в то же время скорость восприятия слов (особенно имеющих 6–7 буквенных знаков) у слабовидящих олигофренов была в два раза ниже показанной их слабовидя­ щими сверстниками с нормальным интеллектом. У многих из испытуемых оли­ гофренов процесс восприятия слова осуществлялся побуквенно. Часть детей проводили двойную работу – сначала воспринимали слово побуквенно, а затем производили смысловое слияние, что свидетельствует о слабой подвижности нервных процессов у слабовидящих олигофренов, об использовании ранее