Учебные стратегии автономного/самоуправляемого обучения
Учение – активный процесс, который для разных учащихся ведет к различному результату. Стратегии при обучении играют решающую роль. Они подчеркивают способность/возможность эволюции собственного учебного процесса (Д.Вольф). Учебные стратегии – «это план умственных действий, с помощью которых достигается цель обучения», по определению Петера Биммеля. Они находят свое отражение в следующем:
А) Учебные стратегии – это план обучающихся, который, как правило, составляется сознательно. После интенсивной тренировки стратегии автоматизируются.
Б) План обучаемого включает в себя то, какие умственные действия они хотят провести, чтобы достичь поставленной цели.
В) Чтобы выбрать правильную (подходящую) учебную стратегию, учащиеся четко должны себе представлять их собственную цель обучения.
Например, некий ученик сформулировал свою цель следующим образом: «Если моей целью является упражняться в диалоге, тогда я найду себе партнера и мысленно проведу с ним диалог». Формулировка целей «если - тогда» содержит в себе важные пункты определения учебной стратегии: у учащихся есть цель (упражняться в диалоге) и у них есть в голове план, как ее можно достичь (т.е. умственные действия: найти партнера, провести мысленный диалог с ним).
П. Биммель и У. Рампиллон определяют стратегии обучения как планы обучающихся. Но, в действительности, существуют различия между планом, с одной стороны, и их реализацией, с другой стороны. Поэтому нужно проводить границу между инстанцией, которая планирует (так называемый «менеджер» мозга), и инстанцией, которая совершает действия. При этом «менеджеру» принадлежит в этом ряд задач, которые, по мнению Биммеля и Рампиллон, выражены в следующем:
«Менеджер» подбирает задания и отбирает, определяет подходящие к заданиям цели.
«Менеджер» обдумывает стратегии, как достичь цели. Такие стратегии иногда находятся только в памяти (например, когда задание уже выполнялось). Но возможны и такие стратегии, которые лишь частично пригодны для данной цели и должны уподобиться новым заданиям (например, задание, подобно данному, которое было успешно решено). Возможно также, что «менеджер» должен выбрать себе совершенно новую стратегию.
«Менеджер» следит за правильным выполнением выбранной стратегии и за достижением поставленной цели. Если при этом выявляются проблемы, то нужно выявить их причины или выбрать новую стратегию.
«Менеджер», наконец, следит за тем, выполнено ли задание и, соответственно, достигнута ли цель.
Итак, основная задача самообучения не только учить иностранный язык, а научиться учить его эффективно.
- Технологии и методики обучения иностранным языкам Часть II
- Содержание
- Тема 1. Российские и международные стандарты по иностранным языкам. Отечественные и зарубежные программы
- Основные задачи модернизации российского образования
- 1. Ключевой тест по английскому языку - Key English Test, ket – кембриджский экзамен первого уровня.
- Требования к программе по иностранным языкам
- Тема 2. Методика преподавания иностранного языка в полиэтнической и поликультурной среде
- Культуроведческие подходы в мировой языковой педагогике
- Социокультурный подход к обучению ия, его основные положения
- Анализ социокультурного компонента в содержании умк по иностранному языку
- Тема 3. Средства обучения иностранным языкам. Учебно-методический комплект
- Классификация средств обучения иностранным языкам
- Программа
- Средства обучения ия (е.Н. Соловова).
- Критерии выбора умк
- Новые умк по иностранным языкам
- Характеристика книги для учителя и учебника
- Анализ учебника иностранного языка
- Тема 4. Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
- Структура урока ия и его организация
- Типология уроков иностранного языка
- Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса
- Подготовка учителя и учащихся к уроку
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Тема 5. Внеурочные технологии обучения школьников в системе филологического образования
- Значение внеклассной работы по иностранному языку
- Принципы организации и планирования внеклассной работы по иностранным языкам
- Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку
- Тема 6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку
- Понятие о педагогической технологии
- Проблемный метод обучения
- Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- Формирование всесторонне развитой личности.
- Разноуровневое обучение
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии обучения иностранным языкам
- Способы организации группы
- Проведение занятий в группе
- Метод «мозгового штурма»
- Методика проведения брейнсторминга (групповой метод порождения идей)
- Проектный метод обучения иностранному языку
- Рейтингово-модульное обучение
- Как рейтинговая система осуществляется на практике?
- Кейс-метод в обучении иностранным языкам
- Процесс работы над кейсом
- Источники создания кейсов
- Проблемы использования кейс - технологий
- Компьютерные технологии
- Информационные технологии
- Способы организации дистанционного обучения
- Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций
- Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций
- Педагогические основания концепции дистанционного обучения
- Игровой метод обучения
- Функции обучающих игр
- Имитационные игры
- Операционные игры
- Исполнение ролей
- Тема 7. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников
- Здоровье школьников как педагогическая проблема
- Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике образовательных технологий
- Признаки индивидуального здоровья
- Культура здорового образа жизни личности
- Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие
- Классификация здоровьесберегающих технологий
- Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий
- Гигиенические требования при организации работы в компьютерном классе
- Тема 8. Автономное / самоуправляемое обучение иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение как одно из перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам
- Из истории автономного/самоуправляемого обучения
- Личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам и концепция автономного/самоуправляемого обучения
- Роль мотивации при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение и взаимодействие учителя с учащимися и учащихся друг с другом
- Организационные формы работы при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Учебные стратегии автономного/самоуправляемого обучения
- Тема 9. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
- Комплекс требований к профессиональной подготовке учителя иностранного языка
- Тема 10. Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях
- Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
- Тема 11. Теоретические и методические основы обучения иностранным языкам в начальной школе
- Цели обучения иностранным языкам в начальной школе
- Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
- Требования к профессиональным умениям учителя начальной школы
- Выбор умк по иностранным языкам для начальной школы
- 1. Структура
- 2. Цели
- 3. Подход к обучению/изучению языка
- 4. Подход к изучению культуры страны изучаемого языка
- Технологии и методики обучения иностранным языкам
- Часть II