logo search
Хр

Задачи совершенствования системы методов обучения русскому языку

[…] В дидактической и методической литературе существует множество определений методов обучения. Однако в большинстве случаев они представляют собой различные варианты следующего определения: «Методы обучения – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности»1.

Но ведь способ работы может определяться с разных сторон: со стороны формы проявления (рассказ, беседа, экскурсия и т. д.), приемов реализации (наблюдение, сравнение, преобразование и т.д.), используемых средств (устное слово, напечатанный текст, натуральный предмет и т.д.) и др. Не случайно в педагогическом обиходе существуют разные классификации методов обучения.

Значимость и право на существование каждой из них определяются двумя критериями: во-первых, насколько существен признак, на основе которого произведена классификация, и, во-вторых, насколько выдержано единство ее основания.

Рассмотрим с точки зрения этих критериев классификацию, которая утвердилась в отечественной дидактике в начале 30-х годов и в литературе по методике русского языка продолжает оставаться наиболее распространенной. Она получила название классификации «по источникам знаний» и в применении к русскому языку в наиболее полном виде представлена следующим образом: «1) слово (рассказ) учителя, 2) беседа, 3) анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор), 4) упражнения, 5) использование наглядных пособий (схем, таблиц и др.), 6) работа с учебной книгой, 7) экскурсия»2. Примечательно, что А.В. Текучев уже в 60-е годы счел нужным отметить, что названные методы «не в равной степени» являются источником получения знаний учащимися и что этот признак (источник знаний) «условно (выделено мною. – А.К.) можно считать единым основанием при классификации методов»3.

Рассматриваемая классификация построена, как это признается дидактами нашего времени, по внешним признакам, по формам деятельности учителя или учащихся. Может быть, потому она и не теряет популярности до сих пор, что в ее основе – форма, выраженная материально и воспринимаемая физически (органами зрения, слуха и т.д.).

Чаще всего один и тот же выбор методов (иногда они называются приемами или видами работ при нестрогом, взаимозаменяемом использовании данных терминов) в более или менее полном составе приводится в одном ряду или делится на группы в зависимости от признака, который положен в основу деления. См., например:

«Основные методические приемы, используемые на уроках грамматики: 1. Прием наблюдения над языком. 2. Беседа. 3. Объяснение учителя. 4. Работа по учебнику. 5. Грамматический разбор». (Афанасьев П.О. Методика русского языка. М., 1947).

«Основные приемы преподавания языка: 1. Слово учителя. 2. Вопросы учителя. 3. Работа над усвоением учащимися грамматических определений и правил. 4. Беседа. 5. Руководство самостоятельной работой, учеников. 6. Грамматический разбор». (Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. М., 1955).

«Методы сообщения новых знания (эвристический метод, догматический метод, метод наблюдений над языком); методы закрепления знаний (списывание, грамматический разбор, эвристический метод, диктант, комментированное письмо, работа над ошибками, метод задач, метод самостоятельных письменных работ с грамматическим заданием); методы учета контроля (списывание, грамматический разбор вместе с разбором орфографическим и пунктуационным), эвристический метод (диктант, комментированное письмо и метод задач)» (Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. М., 1965).

Произведенный И.Я. Лернером анализ социальной культуры, которая в определенном объеме составляет содержание образования подрастающего поколения, позволил выделить такие ее элементы: 1) знания о мире и способах деятельности (усвоение этих знаний предполагает использование информационно-рецептивного метода); 2) опыт осуществления способов деятельности (умения и навыки, требующие для своего формирования репродуктивного метода); 3) опыт творческой деятельности (усваиваемый исследовательским методом, через решение проблем и проблемных задач). Четвертый элемент социальной культуры – опыт отношения к миру – может усваиваться средствами всех указанных методов4.

Если сквозь призму такого членения содержания образования, взятого в его наиболее общем виде, рассмотреть содержание предмета «русский язык», отраженное в программе, то окажется, что в нем в большей мере предусмотрены знания о языке и в гораздо меньшей – о способах оперирования ими; в большей мере знания (в целом) и в меньшей – умения и навыки; мало изучен и не имеет однозначного решения вопрос о содержании понятия «творческая деятельность» в применении к нашему предмету. Специфическая проблема порождается тем фактом, теперь уже как будто признанным, что в рамках традиционно выделяемого предмета «родной язык» объединяются по существу два предмета, которые условно можно назвать «основы науки о языке» и «речевая деятельность» и отношения между которыми не покрываются взаимозависимостью компонентов «знания» – «умения и навыки».

Изучение состояния знаний, умений и навыков по русскому языку у учащихся массовой школы обнаруживает ярко выраженную диспропорцию между умением воспроизводить готовые формулировки определений и правил и умением оперировать ими, претворять в соответствующих способах деятельности; между умением воспроизводить отдельные элементы знания и умением обобщать, систематизировать их; между умением воспроизводить знание и умением оценивать его практическую пользу; между умениями и навыками, отрабатываемыми репродуктивно, и умениями и навыками, требующими проявления творческой деятельности5.

Не стоит тратить время на «исследование» учащимися того, что надо просто запомнить, равно как и на самостоятельное выведение ими законов или правил, если речь идет о сложных вопросах, для решения которых у школьников нет ни знаний, ни опыта.

Традиционные методы – объяснительно-иллюстративный (иначе его называют информационно-рецептивным) и репродуктивный – вовсе не предполагают механического, бездумного заучивания материала, усвоение учащимися основной части знании, умений и навыков обеспечивается именно этими методами, информационно-рецептивный метод является одним из наиболее экономных и эффективных «способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества», а формирование умений и навыков не может быть достигнуто вне репродуктивного метода; в рамках названных методов может проявляться и формироваться познавательная самостоятельность учащихся.

Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей /Сост. А.Ю. Купалова. М., 1981. С.5-13.

Галлингер И.В., Львова С.И.