2.3. Развивающий аспект
Согласно концепции коммуникативного обучения интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения ИК. Интеллектуальная нагруженность достигается за счет информативной насыщенности уроков. Авторы стремились к тому, чтобы каждый раздел цикла был познавательным и сталкивал различные мнения, создавая тем самым условия для взаимообогащающего общения.
Процесс обучения становится развивающим для учащихся, если он организован как речемыслительный поиск. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Учебник создает условия для активного «добывания» информации. В одних случаях речемыслительные задачи апеллируют к личному опыту, знаниям учащихся (см. рубрику “What do you know?”), в центре предметного содержания других речемыслительных задач могут быть реалии своей культуры (см. рубрику “In Your Culture”). Решая речемыслительные задачи, учащиеся вынуждены пользоваться приемами продуктивной творческой деятельности (высказывать предположения, устанавливать логические связи и т. д.).
Учебник предусматривает развитие речевых способностей, психических функций и мыслительных операций, связанных с речевой деятельностью, таких как способность к догадке, способность логически излагать, обобщать и самостоятельно формулировать грамматические правила, сравнивать, анализировать, предвосхищать события, воображать и т. д. (см. рубрики “Word Web”, “Word Power”, “Link List”, “Grammar in Focus” и др.).
Развивающее обучение достигается в Учебнике за счет личностной вовлеченности учащихся в учебную деятельность. Использованная в Учебнике технология направлена на развитие личностной активности. В каждом разделе содержатся специальные упражнения, в которых осуществляется перенос усвоенного материала на личность обучаемых. В одном случае учащиеся должны высказать свое мнение, сравнить свое отношение к той или иной проблеме с отношением английских сверстников, в другом — рассказать о себе, о корреспондирующих явлениях русской культуры. В обоих случаях происходит осознание себя и своих личностных качеств, что является важным условием развития самоуважения и формирования чувства собственного достоинства. Эмоционально-ценностное отношение учеников к себе в процессе овладения ИК включает развитие чувства национальной самобытности, способствует лучшему осознанию особенностей родной культуры.
Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. С этой целью в Учебнике предусмотрены задания, связанные с разработкой проектов (шестой раздел циклов). Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
Необходимо помнить, что резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение учителя как речевого партнера и старшего помощника.
- Предисловие
- 1. Общая характеристика умк для 8 класса
- 2. Цели и задачи обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 2.1. Познавательный аспект
- 2.2. Учебный аспект
- Раздел V всех циклов посвящен развитию конкретных умений общаться, а раздел VI — развитию умения общаться в целом.
- 2.3. Развивающий аспект
- 2.4. Воспитательный аспект
- 3. Организация процесса коммуникативного обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 3.1. Этапы овладения речевым материалом
- 3.1.1. Этап формирования навыков
- 3.1.2. Этап совершенствования речевых навыков
- 3.1.3. Этап развития речевого умения
- 4. Описание технологии основных видов работ
- 4.1. Подготовка учителя к работе над циклом уроков
- 4.2. Подготовка учащихся к усвоению содержания уроков цикла
- 4.3. Технология видов работ при обучении чтению и аудированию
- 4.4. Технология видов работ при обучении говорению и письму
- 4.5. Технология обучения через сотрудничество
- 4.6. Учет личностных свойств ученика
- 4.7. Технология контроля речевых умений учащихся
- 5. Рекомендации по взаимосвязанному использованию разделов учебника и остальных компонентов умк
- 6. Рекомендации к циклам уроков учебника
- 7. Рекомендации к урокам книги для чтения
- Обучение чтению: взаимосвязь Учебника и Книги для чтения
- Тексты и рекомендации для контроля умения читать и аудировать