logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ

Слепоглухота является наиболее изученным видом сложного нарушения развития. Сложными нарушениями нужно называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Нарушения развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

Слепоглухота представляет собой, пожалуй, наиболее изученный сложный дефект.

Мировой истории обучения слепоглухих уже более 150 лет. К концу второ­ го тысячелетия 80 стран мира имели специальные службы и школы для сле­ поглухих. Начало истории обучения слепоглухих детей в нашей стране датиру­ ется 1909 г., когда было создано Общество попечения о слепоглухих в России и открыта первая школа для таких детей в Петербурге, которая существовала до 1941 г. Научные достижения этой школы отражены в работах известного ле­ нинградского психолога А. В. Ярмоленко. С 1923 г. по 1937 г. очень интересно работала школа для слепоглухих детей в Харькове, организованная И.А.Соко­ лянским. Самой известной воспитанницей этой школы бьша знаменитая сле­ поглухая писательница О. И. Скороходова. Впоследствии этот опыт был про­ должен И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым в Москве в Институте дефек­ тологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), где с 1947

г.были продолжены научные исследования и практическая работа со слепоглу­ хими детьми. С 1963 г. успешно работает Детский дом для слепоглухих детей в

г.Сергие-ве Посаде Московской области, где воспитываются более 100 детей. Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется признанием специали­ стов в других странах. С 1949 г. существует международное сообщество, коор­ динирующее развитие исследований и служб для слепоглухих в мире, оформ­ ленное в общественную организацию в 1969 г., в мероприятиях которой с 1962

г.участвуют и российские специалисты.

По данным этой организации, предполагаемое число слепоглухих людей в мире составляет около одного миллиона человек. К ним в настоящее время принято относить всех людей, имеющих нарушения зрения и слуха: это дети с врожденной или рано приобретенной слепоглухотой; дети с врожденными на­ рушениями зрения, теряющие с возрастом и слух; глухие или слабослышащие с рождения люди, нарушения зрения у которых появляются с возрастом; люди, потерявшие слух и зрение в зрелом или пожилом возрасте.

При определении этиологии такого сложного нарушения, как слепоглухота, специалисты исходят из возможностей существования чисто генетических, чи­ сто экзогенных и смешанного происхождения причин нарушения зрения и слуха у человека. Наиболее изученными считаются случаи, когда одно заболевание (наследственное или приобретенное) является причиной двойного сенсорного нарушения.

В прошлом наиболее известной причиной слепоглухоты в тех редких слу­ чаях, о которых есть сведения, была нейроинфекция в виде менингита. Знаме­ нитые в XIX в. американские слепоглухие Лаура Бриджмен и Эллен Келлер по­ теряли зрение и слух вследствие подобного заболевания в возрасте около двух лет.

До середины XX в. история обучения слепоглухих складывалась из отдель­