8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей
Занятия психологической диагностикой в конкретной области требуют на личия знаний об объекте исследования и четких представлений о предмете и задачах. Поэтому прежде всего охарактеризуем в самом общем виде сложную популяцию детей, определяемую как дети с нарушениями (или с недостатками) развития. Это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного (во время родов или в результате травмы или заболевания в первые годы жизни) повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата или центральной нервной системы нарушается развитие соответствующих пси хических функций. Так, при повреждении глаза нарушается развитие зритель ного восприятия, при повреждении внутреннего уха или слухового восприятия, при повреждении внутреннего уха или слухового нерва страдает слуховое вос приятие. Повреждение речевых зон коры мозга и аномалии органов речи нару шают речевое развитие. При поражении двигательных зон коры мозга страдает моторное развитие. Диффузное поражение коры головного мозга ведет к более или менее грубым недостаткам аналитико-синтетической деятельности мозга в целом, что проявляется прежде всего в нарушениях умственного развития.
Нарушение формирования слуховых сенсорно-перцептивных процессов при глухоте и тугоухости, отсутствие или недостаточность зрительных ощуще ний и восприятии у незрячих и слабовидящих, нарушение аналитико-синтетиче ской деятельности мозга при умственной отсталости определяются как основ ные, или первичные, нарушения психического развития. Первичные нарушения вызывают, в свою очередь, недостатки второго, третьего и т.д. порядка. Все недостатки психического развития, наблюдающиеся, например, у неслышащих, слабовидящих, умственно отсталых, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Системная обусловленность нарушений развития психических процессов впервые в отечественной психологии рассматривалась еще в 1920-х гг. Л.С. Выготским (1983) на материале изучения психической деятельности при глухо те, слепоте и умственной отсталости.
При глухоте, например, основным, первичным дефектом является отсут ствие или грубая недостаточность слухового восприятия. В качестве вторично го дефекта выступает нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии слуховой обратной связи спонтанно (как это имеет место у слы шащего ребенка) не развивается. Нарушение речевого развития, в свою оче редь, вызывает в качестве недостатков третьего порядка дефекты формирова ния мыслительной деятельности (особенно это касается отвлеченного вер бально-логического мышления). Недостатки мышления определенным образом сказываются на развитии личности.
При диффузном повреждении головного мозга первичным дефектом яв ляется нарушение формирования аналитико-синтетической деятельности, что в первую очередь проявляется в недостатках мышления, умственной деятель ности и составляет основной симптом умственной отсталости. Недостатки ана литико-синтетической деятельности вторично обусловливают нарушения раз вития других, в том числе высших, психических функций: произвольного внима ния, памяти, речи и т.д.
В результате сложного сочетания первичных и вторичных недостатков об разуется сложная картина психического развития, которая, несмотря на значи
- ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
- Моторика
- Внимание
- Память
- Речь
- Личность умственно отсталого ребенка
- Мотивационно-потребностная сфера
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоциональной сферы
- Память
- Мышление
- Грамматический строй речи
- ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.5.Жестовая речь глухих
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Деятельность при нарушениях зрения
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- Запоминание рассказов
- Построение тележки по представлению
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- Решение задач слабовидящими младшими школьниками
- Мыслительные операции
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- Воля слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей