logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей

Занятия психологической диагностикой в конкретной области требуют на­ личия знаний об объекте исследования и четких представлений о предмете и задачах. Поэтому прежде всего охарактеризуем в самом общем виде сложную популяцию детей, определяемую как дети с нарушениями (или с недостатками) развития. Это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного (во время родов или в результате травмы или заболевания в первые годы жизни) повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата или центральной нервной системы нарушается развитие соответствующих пси­ хических функций. Так, при повреждении глаза нарушается развитие зритель­ ного восприятия, при повреждении внутреннего уха или слухового восприятия, при повреждении внутреннего уха или слухового нерва страдает слуховое вос­ приятие. Повреждение речевых зон коры мозга и аномалии органов речи нару­ шают речевое развитие. При поражении двигательных зон коры мозга страдает моторное развитие. Диффузное поражение коры головного мозга ведет к более или менее грубым недостаткам аналитико-синтетической деятельности мозга в целом, что проявляется прежде всего в нарушениях умственного развития.

Нарушение формирования слуховых сенсорно-перцептивных процессов при глухоте и тугоухости, отсутствие или недостаточность зрительных ощуще­ ний и восприятии у незрячих и слабовидящих, нарушение аналитико-синтетиче­ ской деятельности мозга при умственной отсталости определяются как основ­ ные, или первичные, нарушения психического развития. Первичные нарушения вызывают, в свою очередь, недостатки второго, третьего и т.д. порядка. Все недостатки психического развития, наблюдающиеся, например, у неслышащих, слабовидящих, умственно отсталых, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Системная обусловленность нарушений развития психических процессов впервые в отечественной психологии рассматривалась еще в 1920-х гг. Л.С. Выготским (1983) на материале изучения психической деятельности при глухо­ те, слепоте и умственной отсталости.

При глухоте, например, основным, первичным дефектом является отсут­ ствие или грубая недостаточность слухового восприятия. В качестве вторично­ го дефекта выступает нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии слуховой обратной связи спонтанно (как это имеет место у слы­ шащего ребенка) не развивается. Нарушение речевого развития, в свою оче­ редь, вызывает в качестве недостатков третьего порядка дефекты формирова­ ния мыслительной деятельности (особенно это касается отвлеченного вер­ бально-логического мышления). Недостатки мышления определенным образом сказываются на развитии личности.

При диффузном повреждении головного мозга первичным дефектом яв­ ляется нарушение формирования аналитико-синтетической деятельности, что в первую очередь проявляется в недостатках мышления, умственной деятель­ ности и составляет основной симптом умственной отсталости. Недостатки ана­ литико-синтетической деятельности вторично обусловливают нарушения раз­ вития других, в том числе высших, психических функций: произвольного внима­ ния, памяти, речи и т.д.

В результате сложного сочетания первичных и вторичных недостатков об­ разуется сложная картина психического развития, которая, несмотря на значи­