Из истории автономного/самоуправляемого обучения
Еще в глубокой древности древнегреческие ученые Аристотель, Сократ, Платон и др. глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Так Сократ в своих суждениях исходил из того, что развитие мышления человека может протекать успешно только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания.
Свое дальнейшее развитие эти суждения получили в трудах Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, Томазо Кампанелло, которые даже в эпоху средневекового мракобесия требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем критически мыслящего человека.
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писали Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег. Но их концепции не выходили за пределы саморазвития ребенка и учения о природосообразном воспитании.
В России Н.И.Пирогов и К.Д.Ушинский заложили основы специального изучения человека как воспитуемого и воспитателя. Ушинский К.Д. обосновал необходимость учиться всю жизнь.
Лозунг «Учить учиться» не нов, он был выдвинут американскими учеными-методистами еще в прошлом столетии, но сегодня он приобретает новое звучание. Общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать самостоятельно решения и отвечать за их выполнение, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А учить этому надо в школе. Школа не может дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может научить его добывать эти знания самостоятельно – в этом сегодня одна из главных задач школы. «Дайте человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научите его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь», - гласит древнекитайская мудрость, которая не потеряла своей актуальности и в наши дни.
Исходное определение автономии/самообучения/самообразования учащегося и автономного/самоуправляемого обучения в области ИЯ было предложено в 1979 году Х.Холеком. Основные его положения сводятся к следующему: автономия учащегося в процессе овладения ИЯ понимается, как «умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность, включая все компоненты этой деятельности, а именно: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, оценка полученного результата».
Более позднее и более полное определение автономии/ самостоятельности учащегося в учебной деятельности (УД) было предложено в 1991 году Д. Литтлом, в котором автономия соотносится как с непосредственной ситуацией УД, так и с более широким учебным контекстом. Д. Литтл пишет: «Автономия учащегося в УД – это способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений. Данная способность включает в себя и в то же время предопределяет тот факт, что учащийся вырабатывает определенное психологическое отношение к процессу и содержанию УД. Способность к автономии проявляется как в способе учения, так и в способе переноса учащимися результатов учения на более широкий контекст».
Теперь приведем определения самостоятельной и автономной работы учащихся, отраженные в англо-русском терминологическом справочнике по методике преподавания ИЯ: Автономное обучение (autonomous learning) означает «полную самостоятельность, автономию учащихся, когда учитель практически исключается из процесса образования, а учащийся сам решает вопросы, связанные с целями обучения, программой, материалами и т. д. При этом учащимся необходим лишь консультант по некоторым возникающим вопросам». «Самостоятельная работа – УД учащихся, которая не предполагает непосредственного руководства со стороны учителя, управление его может носить опосредованный характер, т.е. осуществляться через используемые материалы» (Колесникова И.Л, Долгина О.А.). Но понятия «самостоятельная работа» и «автономное обучение» отличаются здесь степенью автономности. Самостоятельная работа – это «работа по материалам, отобранным и организованным учителем», а автономное обучение – это полная самостоятельность учащихся.
Некоторые немецкие методисты дают следующие определения автономному/самоуправляемому обучению: Под автономным обучением понимаются следующие умения учащихся: «самостоятельная обработка информации, самостоятельное распределение времени, самоконтроль и самоанализ своих действий, рефлексия и желание улучшить свой рабочий процесс» (Линда Биль, гимназия «Линда Биль»).
Михаель Бенат понимает под автономным/самоуправляемым обучением такой процесс обучения, где «учащиеся самостоятельно конструируют свой процесс обучения ИЯ и несут за него полую собственную ответственность».
Клаудио Нодари считает, что в процессе автономного/самоуправляемого обучения «учащиеся учатся принимать ответственность за свой учебный процесс. Они мотивированы увлекательным учебным процессом» (Нодари К.).
Серку Л., ссылаясь на Х. Холека и на И. Хуттунен, описывает процесс автономного овладения языками, как процесс «перенятия на себя способности быть ответственным за свое обучение и обучение в группе, в которой находишься», а также «более критичное отношение к получаемой и презентуемой информации». «Учитель только поддерживает учебный процесс» (Серку Л.).
Из множества приведенных выше определений автономного/ самоуправляемого обучения, по мнению Коряковцевой Н.Ф., следует, что широкое понимание автономии/самообразования/самообучения учащегося в УД предполагает следующие параметры:
1. Деятельностный параметр (включая базовый/технологический): владение стратегиями и приемами УД и управление УД от постановки цели до оценки результата (причем оценке подвергается как результат овладения изучаемым языком, так и те приемы и способы УД, которые для этого использовались) в соответствии со своими потребностями, что можно определить как учебную компетенцию учащегося;
2. Личностные параметры: способность к критической рефлексии, к принятию ответственных решений относительно всех этапов УД (в ситуации свободного выбора), к переносу опыта УД в новые учебные ситуации, гибкость в различных учебных контекстах.
Очевидно, что, ставя перед собой задачу развития автономии учащегося в УД, преследуется цель формирования социально ответственного члена общества. Автономия учащегося в обучении является частным проявлением автономии процесса самоутверждения учащегося как личности в контексте ее культурогенеза, что может рассматриваться, в свою очередь, в качестве принципа сохранения и развития активности обучаемого.
Реализация контекста автономии учащегося в УД по овладению ИЯ позволит поддерживать и развивать систему непрерывного языкового образования, обеспечит учащемуся возможность самостоятельно поддерживать и совершенствовать свой языковой уровень в различных учебных ситуациях, в условиях варьируемого учебного контекста, разнообразия образовательных систем, изменяющихся социальных потребностей в области ИЯ.
- Технологии и методики обучения иностранным языкам Часть II
- Содержание
- Тема 1. Российские и международные стандарты по иностранным языкам. Отечественные и зарубежные программы
- Основные задачи модернизации российского образования
- 1. Ключевой тест по английскому языку - Key English Test, ket – кембриджский экзамен первого уровня.
- Требования к программе по иностранным языкам
- Тема 2. Методика преподавания иностранного языка в полиэтнической и поликультурной среде
- Культуроведческие подходы в мировой языковой педагогике
- Социокультурный подход к обучению ия, его основные положения
- Анализ социокультурного компонента в содержании умк по иностранному языку
- Тема 3. Средства обучения иностранным языкам. Учебно-методический комплект
- Классификация средств обучения иностранным языкам
- Программа
- Средства обучения ия (е.Н. Соловова).
- Критерии выбора умк
- Новые умк по иностранным языкам
- Характеристика книги для учителя и учебника
- Анализ учебника иностранного языка
- Тема 4. Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
- Структура урока ия и его организация
- Типология уроков иностранного языка
- Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса
- Подготовка учителя и учащихся к уроку
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Тема 5. Внеурочные технологии обучения школьников в системе филологического образования
- Значение внеклассной работы по иностранному языку
- Принципы организации и планирования внеклассной работы по иностранным языкам
- Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку
- Тема 6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку
- Понятие о педагогической технологии
- Проблемный метод обучения
- Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- Формирование всесторонне развитой личности.
- Разноуровневое обучение
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии обучения иностранным языкам
- Способы организации группы
- Проведение занятий в группе
- Метод «мозгового штурма»
- Методика проведения брейнсторминга (групповой метод порождения идей)
- Проектный метод обучения иностранному языку
- Рейтингово-модульное обучение
- Как рейтинговая система осуществляется на практике?
- Кейс-метод в обучении иностранным языкам
- Процесс работы над кейсом
- Источники создания кейсов
- Проблемы использования кейс - технологий
- Компьютерные технологии
- Информационные технологии
- Способы организации дистанционного обучения
- Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций
- Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций
- Педагогические основания концепции дистанционного обучения
- Игровой метод обучения
- Функции обучающих игр
- Имитационные игры
- Операционные игры
- Исполнение ролей
- Тема 7. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников
- Здоровье школьников как педагогическая проблема
- Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике образовательных технологий
- Признаки индивидуального здоровья
- Культура здорового образа жизни личности
- Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие
- Классификация здоровьесберегающих технологий
- Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий
- Гигиенические требования при организации работы в компьютерном классе
- Тема 8. Автономное / самоуправляемое обучение иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение как одно из перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам
- Из истории автономного/самоуправляемого обучения
- Личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам и концепция автономного/самоуправляемого обучения
- Роль мотивации при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение и взаимодействие учителя с учащимися и учащихся друг с другом
- Организационные формы работы при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Учебные стратегии автономного/самоуправляемого обучения
- Тема 9. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
- Комплекс требований к профессиональной подготовке учителя иностранного языка
- Тема 10. Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях
- Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
- Тема 11. Теоретические и методические основы обучения иностранным языкам в начальной школе
- Цели обучения иностранным языкам в начальной школе
- Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
- Требования к профессиональным умениям учителя начальной школы
- Выбор умк по иностранным языкам для начальной школы
- 1. Структура
- 2. Цели
- 3. Подход к обучению/изучению языка
- 4. Подход к изучению культуры страны изучаемого языка
- Технологии и методики обучения иностранным языкам
- Часть II